Трудная встреча с Богом: размышления в праздник Сретения Господня
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 25–26). В чем смысл христианской жизни? Для чего нужны молитвы, богослужения, посты, всевозможные ограничения? Стоит ли жертвовать своим благополучием, тратить силы и время, чтобы войти в Царствие Небесное, которого никто не видел? Эти вопросы повторяются из поколения в поколение. Однако отвечать на них приходится каждому – только в новое время и в новых условиях.
МЫ СОЗДАНЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Человек – существо социальное; без общения с себе подобными он не вполне человек. Мы созданы для общения – но не только с такими же, как мы, но и с Богом, Творцом. Беседа с Богом открывает нам совершенное знание, в том числе самое трудное – видение самого себя. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан», – говорит апостол.
Встреча с Богом требует нашего ожидания и надежды. Душа подобна юноше, который надеется встретить свою любовь и не успокаивается, пока не находит.
ОН БЛИЗКО, У ДВЕРЕЙ
За несколько сотен лет до рождества Христа в мире (а особенно среди иудеев) стали нарастать мессианские ожидания. В первую очередь они были связаны с пророчеством о таинственном рождении Того, кому суждено стать Владыкой мира:
«Ибо младенец родится нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его…» (Ис. 9:6–7)
Ощущение близкого чуда было всеобъемлющим, и даже римский поэт Вергилий написал:
«К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену роду железному род золотой по земле расселится».
Ожидание – время тревожное и радостное: не знаешь, как проедет по тебе колесо истории.
ВСТРЕЧА ОЖИДАЕМАЯ И ФАКТИЧЕСКАЯ
Кого ждали люди? Во-первых, ждали человека, который избавит Израиль от унизительного рабства. Богоизбранный народ, наследники Авраама и Иакова жили теперь в бедной римской провинции и платили налоги в языческую казну. Народ и его духовные руководители, фарисеи, ждали Мессию-освободителя, помазанника Божия (по-гречески «Христа»).
Ждали царя – мудрого, как Давид, и судию – справедливого, как Соломон:
«Восставлю Давиду отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле». (Иер. 23:5)
Царь и судия отделит праведных от нечестивых, каждому воздаст по его заслугам. Он одновременно строгий и милостивый, как Сам Бог:
«Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15).
Престарелый Симеон, принявший на руки младенца Иисуса, стал выразителем этих ожиданий. В нем сошлись надежды всего человечества – как разрозненные лучи сходятся в единый фокус. Симеон называет Христа «спасением», «светом для язычников», «славой Израиля».
Евангельские свидетельства
Согласно Евангелию от Луки (Лк. 2:22–40), на 40-й день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся 40-дневного младенца Иисуса. По закону Моисееву (Исх. 13:1–2,11–16), родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на 40-й день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы – двух птенцов голубиных. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый. По преданию, один из 72 ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285–247 гг. до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия – он жил, по преданию, около 300 лет. И вот, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса, Симеон пришел в храм, взял Христа на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32).
Казалось бы, люди дождались удивительной, таинственной встречи, которая подарит им новую жизнь. Казалось, вот-вот начнется золотой век истории.
Что было дальше – известно: сначала удивление, непонимание, попытка подловить на слове, а потом предательство и осуждение на позорную смерть. И безумное требование толпы: «Распни, распни Его!» Как говорится в Евангелии, «приишел к Своим, и свои Его не приняли...»
Что же случилось?
При ближайшем рассмотрении все оказалось не так просто. Ждали одного, а пришел Другой: вроде бы и Царь, и Судия, и Человек Божий, а «что-то не так». Не возглавил освободительную войну, отказался судить человеческие распри, а когда захотели сделать Его царем, незаметно удалился. Называл Себя Сыном Человеческим и при этом равнял Себя с Богом. Говорил странные слова:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
Странный Человек, что и говорить: мог овладеть целым миром, а пошел на крест. Неудивительно, что народ поддержал первосвященников: Иисус не делал то, чего от Него ждали, поступал не так, как хотело большинство.
ВСТРЕЧА ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ?
Мы читаем или слушаем Евангелие, произносим слова молитвы, и Бог, как говорит апостол, «недалеко от каждого из нас». Но встреча с Ним почти всегда кризис, разрушение привычных схем, уход с накатанной колеи. Что означает для нас эта встреча? От чего мы хотим избавиться, что хотим получить? Неужели только здоровье, благополучие, помощь в делах? Если это так, то бедные мы, несчастные люди…
Бог хочет нас спасти, и на меньшее Он не согласен. Чтобы нас очистить, сорвать с наших лиц привычные маски, Он испытывает нас на прочность. В том числе через надоевших коллег, неприятных соседей, больных родственников. Иметь с ними дело не всегда приятно, но это и есть условие встречи:
«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20)
Бог открывается не там, где мы ждем, и не так, как мы хотим. Если можно так сказать, Он мудрее, умнее и дальновиднее нас. Он судит не по внешности, а по тому, что внутри. Он ненавидит лицемерие, показную набожность, всякую подлость и низость. Он уважает нашу свободу. Он подарил нам чувство собственного достоинства, стремление быть Его образом и подобием. Он вложил в нас внутренний закон совести и чувство стыда. И потому встреча с Ним – не только радость, но и испытание. Встреча может стать столкновением, беседа – судом, причем осудят нас собственные слова и поступки.
Будем внимательны к себе, постараемся услышать голос Христа среди шума земной суеты. И тогда, как для Симеона, Он станет нашим утешением, светом и славой.