Визави с двенадцатью апостолами на берегу Оки: Богородице-Рождественский храм в Подмоклово
Тот, кто хоть раз увидит храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово, не сможет не полюбить его. Зрителя пленяет не только красота, выраженная в совершенных архитектурных формах, не только их необычность и непривычность. Храм в Подмоклово представляет собой мировоззрение, философскую концепцию, а в XXI веке – еще и послание наших предков нам, своим потомкам. Об уникальном убранстве храма – его настоятель протоиерей Дионисий Крюков.
– Храм Рождества Богородицы с полным основанием можно считать образцом архитектуры мысли. О чем хотел сказать архитектор и через него – заказчик и кому это высказывание предназначалось?
– Есть такой раздел искусствознания – иконография архитектуры. Он как раз и пытается выяснить, какие идеи закладывали строители и заказчики при возведении церковных сооружений. В принципе, любой храм так или иначе передает христианскую мысль: «Церковь – Царство Божие на земле». Но в каждом отдельном случае эта тема расцвечивается новыми красками в соответствии с духом эпохи. Нередко автором идеи был заказчик, который включал исторические события, связанные с его жизнью, в контекст вечности. К ним могли относиться обеты по разным случаям, рождение членов семьи, военные победы...
Эпоха барокко в этом смысле ценила многозначность, использовала язык аллюзий, метафор и аллегорий. Для европейской культуры XVII – первой половины XVIII века архитектура, богословие, поэзия, живопись, скульптура, музыка составляли единый многогранный материал, из которого творил художник. Россия активно усваивала такой подход. Это отразилось, например, в облике ротонды в Подмоклово. Науки и искусства, которые ныне воспринимаются нами как «светские», в то время виделись зримым проявлением Божественной Премудрости. Тогда между религией и культурой не существовало конфликта, точнее – его еще не декларировали.
Из истории храма
Церковь в селе Подмоклово – выдающийся образец петровского барокко. В 1714 году князь Григорий Долгоруков (1657–1723) в своей вотчине – селе Подмоклово – начал строить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Григорий Федорович был выдающимся дипломатом, прослужившим послом в Польше около 20 лет. После дипломатической миссии Долгоруков стал сенатором и вошел в первую десятку приближенных к царю Петру I людей. Достроить свою церковь он не успел, хотя основные работы были выполнены. Освящен храм только в 1754 году его внуком Николаем Сергеевичем Долгоруковым.
Думаю, церковь Рождества Богородицы была задумана как прославление Премудрости Божией в самом широком значении. В архитектуре храма использован набор метафор, распространенных в придворной культуре XVIII века. Ее строитель – князь Григорий Долгоруков был одним из самых образованных людей своего времени. К тому же после Полтавского сражения он достиг очень высокого положения. Его храм – благодарность Богу. К кому обращено это высказывание? Конечно, в первую очередь к людям своего круга, способным прочитать это послание, но не только. Красивые здания благотворно влияют на самые широкие массы. Эта мысль была близка царю Петру I и его окружению в период государственных преобразований.
– Как относилась Русская Церковь к храмовой скульптуре и менялось ли это отношение с течением времени?
– Существует ошибочное мнение, что Православная Церковь всегда была против скульптуры. Как правило, ссылаются на постановления Синода 1722 года, в которых действительно есть запрет на «резные и отливанные иконы». Храм в Подмоклово приводится в качестве примера нарушения церковных установлений. Но синодальный документ был подписан не только духовными лицами, но и сенаторами, в числе которых были наш князь Григорий Долгоруков и другой ценитель скульптуры – светлейший князь Александр Меншиков. Напомню, что в то же самое время по инициативе Петра I в Петербурге строился Петропавловский собор, который изначально был украшен 49 несохранившимися деревянными статуями.
Так что же запрещал Синод? При внимательном прочтении документов становится ясно, что боролись с распространенными деревянными изображениями святых, «иконами на рези». Начиная с XIV века в русских храмах появились объемные и раскрашенные изображения святых Николая, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца и других. Сейчас это самобытное наследие бережно сохраняется и изучается как выдающиеся произведения традиционного русского искусства, а тогда в них увидели соблазн идолопоклонства. При этом статуи в новом европейском стиле не запрещали. Возможность украшения ими храмов специально оговаривалась в постановлениях, но при условии, что они будут установлены на высоких местах. На многих русских храмах XVIII и XIX веков существовали скульптурные изображения, правда, многие из них были сметены революционным вихрем. Сейчас об этой традиции напоминает убранство Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге.
Интересно, что деревянные резные иконы в народной манере, с которыми при Петре I активно боролись, при Елизавете Петровне стали постепенно возвращать в храмы. Правда, под влиянием новых европейских веяний их стилистика изменилась. Они опять стали чтимыми святынями и моленными образами.
– Есть ли у подмокловских скульптур свои особенности?
– Ансамбль из 16 статуй изображает апостолов, т.е. святых одного чина. Четыре евангелиста не нарушают этот принцип. В предпетровское и петровское время слово «апостол» было метафорой просвещенного человека. Есть множество случаев, начиная с эпохи царя Алексея Михайловича, когда деятельность придворных интеллектуалов, например Симеона Полоцкого или Сильвестра Медведева, сравнивали с апостольской. А для петровского времени, пожалуй, самым красноречивым примером является текст церковной службы в честь Полтавской победы, где Мазепа назван «Иудой», а верные соратники царя уподоблены апостолам. Изначально ученики Христовы именовались «слугами Премудрости», но во время петровских преобразований этот эпитет стал использоваться для обозначения ближайшего окружения царя (да и его самого). Небесный покровитель императора, апостол Петр, стал главным святым, олицетворявшим культурные процессы эпохи. Есть веские основания предполагать, что скульптуры нашего храма имеют портретные черты деятелей того времени. Культура любит подобные загадки. Я считаю, что есть там и скрытый портрет царя, правда, не в качестве апостола Петра, а под видом юного Иоанна Богослова.
– Богородице-Рождественский храм был новым словом в русской храмовой архитектуре: его нельзя представить, скажем, столетием раньше. В связи с этим возникает вопрос о современном церковном искусстве. Может ли оно развиваться и, если да, каким образом?
– Вся наша жизнь развивается. В искусстве, в том числе церковном, важны личности. Именно они имеют решающее влияние на культурные процессы. В идеале в церковном зодчем должны сочетаться талант от Бога, внутренняя духовная работа и образование, причем как академическое, так и духовное. Понятно, что если архитектор проектирует храм, то он должен хорошо усвоить ту область искусствознания, с которой мы начали беседу, – иконографию архитектуры. Ведь для христианского искусства мысль первична. Примеров идеального сочетания всех факторов всегда было немного. Но будем надеяться, что Господь даст нам достойных продолжателей традиции великой русской культуры.