«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»: каждая литургия – воспоминание о Тайной вечере

Тайная вечеря – событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими 12 ближайшими учениками, во время которой Он установил Евхаристию (в переводе с греческого – «благодарение», освящение хлеба и вина особым образом и последующее их употребление), преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Православная Церковь вспоминает установление Евхаристии – главного таинства христианской веры – в Великий четверг Страстной седмицы, предшествующей Светлому Христову Воскресению (Пасхе).

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И ПАСХАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Великий четверг – день сугубого воспоминания о Тайной вечере. Это выражение известно всем, даже людям, далеким от веры, благодаря знаменитой картине Леонардо да Винчи.

Скажем сразу, что выражения «Тайная вечеря» в Евангелии мы не встретим, но в православной традиции давно уже принято так называть прощальную трапезу Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Это была пасхальная вечеря, пасхальная трапеза. Вечером Господь и Его апостолы сели за стол, чтобы вместе отпраздновать Пасху. Но не ту Пасху, которую мы празднуем сегодня, а ту, которую праздновали иудеи уже много столетий. Ветхозаветная Пасха – воспоминание об освобождении народа из египетского рабства, сопровождавшемся великими чудесами и знаками величия Божия и Его милости. Этот праздник был главным событием ветхозаветного церковного календаря. Отпраздновать его и собрались ученики во главе с Учителем.

Собрание их было тайным, потому что первосвященники и книжники уже окончательно решили погубить Господа, и схватить Его надо было так, чтобы было «поменьше шума», желательно ночью. Поможет им это сделать один из 12 учеников, Иуда Искариот. Совсем скоро он встанет и уйдет довершить предательство, но пока еще сидит со всеми. И Господь знает о его намерении, знает, что часы Его жизни подходят к концу, знает, какой ужас и какая боль начнутся совсем скоро.

Для нас дорого каждое слово, произнесенное Господом. Но то, о чем Он говорил на этой вечере, важно особенно. Это была прощальная беседа. Ученики этого не знали, хотя ощущали, что тучи сгущаются. А Он уже все знал.

«Вечери Твоея тайныя…» – главное песнопение Великого четверга. В переводе на русский язык оно звучит так: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве».

Когда человек прощается, Он говорит и делает самое главное... И начал Он вечерю тем, что умыл ноги ученикам. Поступок этот вызвал недоумение, даже протест Петра. Но Господь объяснил:

«…если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14-15).

Конечно, понимать это надо не в буквальном смысле.

Затем звучит Его проникновенное слово о любви.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34-35).

ПИЩА ТЕЛЕСНАЯ И НЕБЕСНАЯ

И наконец – самое важное и таинственное. На столе – хлеб и вино, непременные атрибуты праздничной пасхальной трапезы. Господь благословляет хлеб, преломляет и дает ученикам со словами:

«Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

А потом берет чашу, подает им и говорит:

«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).

Слова эти звучат странно и таинственно. И уже не в первый раз. Однажды в разговоре с народом Он уже произнес нечто подобное:

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

Тогда это отпугнуло многих, многие из учеников перестали ходить с Ним. Даже 12 избранников смутились, и Он спросил их: «Не хотите ли и вы отойти?» В ответ услышал:

«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6:68-69).

В том и вера, чтобы принять даже то, что пока не в силах понять. И вот нечто подобное они слышат снова. Слышим и мы с вами на каждой Божественной литургии, и не только слышим, но и сами становимся участниками этой трапезы и под видом хлеба и вина вкушаем Тело и Кровь Господа.

Любая пища необходима для того, чтобы продлилась наша жизнь. Не будет пищи – не будет жизни. Но одно дело – продление того, что все равно должно когда-то закончиться. Здесь же совсем иное. Христос отдает нам всего Себя, и эта Пища уже не продляет жизнь, а делает ее бессмертной.

Цель нашей жизни – обожение, соединение с Богом. В этом соединении – спасение, преодоление смертности, приобщение к вечной жизни. Но как мы можем с Ним соединиться? Господь отвечает:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:56-57).

ВОСПОМИНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ

Поэтому участие в литургии – самое главное в нашей жизни. Каждая литургия – воспоминание о Тайной вечере. Но слово «воспоминание» нуждается в небольшом комментарии. Вспоминая о чем-то, мы в какой-то степени снова это переживаем. Вспоминая о каком-то несчастье, человек плачет порой так, будто это несчастье происходит здесь и сейчас. Так же откликаются в нас воспоминания о радостных событиях. Но одно дело, когда вспоминает человек, другое, когда вспоминает Бог. Церковь – Тело Христово, и то, что вспоминается здесь, имеет совсем иную силу, ведь это воспоминание в Духе Святом. Каждая литургия – переживание Тайной вечери здесь и сейчас. На литургии Великого четверга это переживается особенно сильно, ведь впереди Великая пятница, воспоминание о страданиях и смерти, о том, как была пролита та самая Кровь, как терзали и убивали ту Плоть, которыми мы причащаемся на литургии. Вот та цена, которой куплены мое спасение, мое освобождение, возможность стать гражданином Царства Божия.

Поделиться