Заповедное дыхание святой Руси: Михаило-Архангельский собор в Микулино
Храм Архангела Михаила в селе Микулино городского округа Лотошино является одним из древнейших памятников церковного зодчества в пределах Московской области. Первый каменный храм на этом месте был построен в 1398 году князем Михаилом Александровичем Тверским в качестве усыпальницы местных микулинских князей. Здесь был погребен полководец и сподвижник царя Ивана Грозного Семен Иванович Пунков, с которым исследователи связывают постройку в 1550-е годы сохранившегося здания храма.
Древний храм обратил на себя внимание любителей русской старины еще в первой четверти XIX века. При тогдашнем владельце Микулино Николае Гавриловиче Головине (дальнем родственнике потомков удельных микулинских князей) предпринимались первые попытки реставрации старинного храма и исследования его истории. В 1854 году была издана «Микулинская летопись, составленная по древним актам от 1354 до 1678 года». В ней сказано, что на месте села прежде был «стольный град Микулинского княжения». В 1354 году его получил в удел тверской князь Михаил Александрович – внук святого князя Михаила Ярославича и святой Анны Кашинской. На тот момент в городе уже существовало два монастыря: Воскресенский и Введенский (оба не сохранились), но в 1398 году, незадолго до своей кончины, князь Михаил решил выстроить каменный храм-усыпальницу в честь небесного покровителя – Архангела Михаила. Об этом свидетельствовала каменная плита в стене собора с высеченной надписью: «В лето 6906 (1398) построен собор сей Архистратига Михаила великим князем Тверским Михаилом Олександровичем при владыке Орсенье (святителе Арсении Тверском. – Прим. ред.)».
Наследники князя Михаила Александровича продолжили благочестивый обычай храмостроительства. Князь Федор Михайлович возвел в 1420 году деревянную церковь Воскресения Христова на правом берегу Шоши, сын его Александр Федорович – храм Введения Пресвятой Богородицы, а Борис Александрович Микулинский в 1457 году заложил церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. В начале 1500-х годов князь Иван Андреевич по прозвищу Пунко-Лугвица построил церковь Иоанна Богослова. Также в память о кончине сына Пунко-Лугвицы князя Дмитрия Ивановича при взятии Казани в 1552 году в Микулинском соборе были устроены приделы великомученика Димитрия Солунского и Григория Богослова, просуществовавшие до 1650 года.
Эти и другие храмы составляли когда-то ожерелье небольших церквей вокруг главного каменного Михаило-Архангельского собора. Историк Владимир Борзаковский (1834–1914) в «Истории Тверского княжества» (1876 год) писал о восьми старинных церквях города Микулина, а историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед Иван Снегирев (1793–1868) упоминал о следах 18 церквей, найденных помещиком Головиным в пределах древнего города. Еще одна церковь (Успения Пресвятой Богородицы) была построена в 1871 году рядом с Михаило-Архангельским собором. Вместе с колокольней этот небольшой зимний храм был снесен в 1950-е годы. Таким образом, из множества исторических церковных построек сегодня остался только наиболее значимый и древний собор конца 1550-х годов.
Дата постройки храма вызывала споры еще до революции. Основатель советской школы тверского исторического краеведения Анатолий Вершинский (1888–1944) в историко-архитектурном очерке 1914 года ставил под сомнение подлинность каменной плиты на западной стене храма, где говорилось об устройстве храма в 1398 году князем Михаилом Александровичем Тверским. Он даже заподозрил, что плита с датой в стене храма не была подлинной и древней, а появилась при Головине в начале XIX века. Вершинский утверждал, что первый храм конца XIV века не сохранился, а дошедшее до нас здание относится к 1550-м годам. Таким образом, появление существующего Михаило-Архангельского собора связывалось с именем другого микулинского князя – Семена Ивановича Пункова.
Князь Семен Иванович Микулинский-Пунков был известным полководцем, участвовавшим во многих значимых походах царя Ивана IV Грозного. Ценные сведения о Семене Ивановича Пункове приведены в древнем тексте «История о Казанском царстве»: «И отличался он, мужественный воевода, среди всех московских воевод, старых и новых, и всех русских воинов красотой и честью, сияя многими победами… Враги убегали от него… одержимые страхом, думая, что он не человек, а ангел Божий или какой-нибудь святой, защитник русских».
Сражаясь с немцами во время Ливонской войны, Семен Иванович получил смертельную рану в шею. Он успел вернуться в Москву, но вскоре скончался. В «Истории Казанского царства» описание жизни князя Семена завершается такими словами: «И был он погребен на своей родине – в Никулине, в им самим построенной новой каменной церкви». Эти строки подтверждают, что Михаило-Архангельский храм был построен в 1550-е годы, иначе он не мог бы считаться новым на момент смерти князя Семена в 1559 году.
В 1886–1887 годах случилась удивительная находка во время реставрации древнего храма в Микулино. Собор, к слову, обветшал к тому времени настолько, что в нем было запрещено служить из-за угрозы обвала стен. При прокладке нового фундамента в северо-западном углу здания строители случайно нашли старинный кирпичный склеп, а внутри него – белокаменную гробницу. Когда рабочие сняли каменную плиту, обнаружили там сгнившие доски деревянного гроба, кости, череп и полуистлевшую кожу сапог умершего. На 300-килограммовой каменной доске гроба реставраторы позже разобрали надпись: «Лета 7067 (1559) августа 12 преставился раб Божий князь Семен Иванович Микулинский, в иноцех (в монашестве. – Прим. ред.) Сергий, на память святых мученик Фотия и Аникиты».
Таким образом, был найден гроб того самого боярина и воеводы Семена Ивановича Пункова, с которым связано строительство сохранившегося здания Михаило-Архангельского храма.
Михаило-Архангельский храм сильно пострадал в период Смутного времени, а к XIX столетию обветшал настолько, что мог в любой момент обрушиться. Несколько попыток реставрации при помещиках Румянцеве и Головине оказались неудачными, пока, наконец, в 1887 году древний собор не был восстановлен в первоначальном виде усилиями энтузиаста и любителя старины, председателя Тверской губернской ученой архивной комиссии Августа Жизневского (1819–1896).
Однако в XX веке храм ждали еще большие испытания: революция, закрытие в 1922 году, война и несколько десятилетий запустения. К 1980-м годам обветшавший микулинский храм вновь стоял в руинах, но, к счастью, после передачи его общине верующих началось постепенное возрождение подмосковной святыни.
Иерей Алексий Кошелев, благочинный Лотошинского церковного округа:
– Находящийся на холме четырехстолпный пятиглавый храм устремляется в высоту синего неба и гармонично сливается с окружающей природой. Очень красиво, величественно, мощно! Храм великолепен! Вроде бы он прост, имеет минимум декоративных элементов, но эта лаконичность лишь добавляет ему очарования. Подъезжаешь ближе – и впечатления еще сильнее. Во всем чувствуется заповедная древность, дыхание православной культуры, святой Руси...