Здесь причащался мальчик Достоевский: Свято-Духовской храм в деревне Моногарово

История церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Моногарово городского округа Зарайск связана с именем Федора Михайловича Достоевского. В ограде этого храма был погребен отец писателя Михаил Андреевич, погибший при загадочных обстоятельствах в 1839 году. В родительской усадьбе Даровое рядом с Моногарово проводил летние месяцы будущий писатель в детстве.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы… а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу, это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» – так устами героя романа «Подросток» говорил классик русской литературы о церкви в Моногарово.

Изначально приходская церковь деревень Моногарово, Дарового, Черемошни, Казарьева, Комова и Петровских выселок находилась на бывшем погосте Нечаево, примерно в двух километрах от сохранившегося храма. Старый деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы располагался в отдалении от деревень, входивших в приход, поэтому, когда в 1763 году он обветшал, местный помещик Василий Иовлевич Хотяинцев решил выстроить новую церковь в более удобном месте возле своей усадьбы в Моногарово. Главный престол каменного храма был посвящен Сошествию Святого Духа на Апостолов, а один из приделов, в память о старой церкви, – Покрову Пресвятой Богородицы. Младший брат писателя Андрей Михайлович Достоевский вспоминал, что на месте Покровской церкви в 1830-е годы еще стояла ветхая часовня. Дверь в часовню не запиралась, и братья Достоевские не раз забирались в нее, снимали с полок иконы и устраивали игру в крестный ход.

Семья будущего писателя оказалась в Даровом в 1831 году, когда врач Московской Мариинской больницы для бедных Михаил Андреевич Достоевский приобрел на имя жены небольшое имение Ивана Петровича Хотяинцева в Каширском уезде Тульской губернии (впоследствии Зарайского района Московской области). Родители писателя, будучи религиозными людьми, после сделки сразу поехали к Иверской иконе Божией Матери и отслужили благодарственный молебен. Однако с самого начала покупка омрачилась плохой приметой: Михаил Андреевич, выезжая на осмотр деревни из Москвы, забыл необходимые документы и вынужден был вернуться от городской заставы домой.

Усадьба Даровое Ивана Петровича Хотяинцева составляла небольшую часть целого гнезда селений, принадлежавших богатому родоначальнику этой фамилии еще с конца XVI столетия. Соседнее село Моногарово принадлежало в 1830-х годах старшему в семье отставному майору Павлу Петровичу Хотяинцеву. В нескольких верстах находилась деревня Черемошня – владение его двоюродного брата Александра Ивановича Хотяинцева. Отношения Достоевских с этими землевладельцами складывались напряженно: почти сразу же после покупки начался судебный спор с моногаровским помещиком Павлом Петровичем Хотяинцевым. Однако соседи не только ссорились. Достоевских и Хотяинцевых объединял Свято-Духовской храм, к приходу которого относилась приобретенная родителями Федора Михайловича деревня.

Младший брат писателя Андрей Достоевский вспоминал, что Павел Хотяинцев оставался, несмотря на споры, хорошим соседом. Вот что он писал в своих мемуарах:

«Я уже упомянул выше о Павле Петровиче Хотяинцеве. Он с женою, кажется, Федосьею Яковлевною, жил в своем селе Моногарове. Большой деревянный дом его находился возле самой церкви, и мы с маменькой, бывая всякое воскресенье в церкви, каждый раз были приглашаемы из церкви на чашку кофе. Но вместо кофе тут бывал целый завтрак с аппетитным пирогом с начинкою из яиц, зеленого луку и молодых цыплят. Кроме взрослого сына, который служил где-то юнкером, у них был 4-летний сын… Любимою игрою мальчика было рядиться в священника, а потому у него было полное священническое облачение, и он постоянно что-нибудь служил».

О дружеском общении соседей свидетельствует и письмо матери Достоевского Марии Федоровны супругу Михаилу Андреевичу (1835):

«Я, друг мой, запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать».

В 1830-х годах, когда Ф.М. Достоевский с братьями и сестрами проводил лето в Даровом, приходское духовенство моногаровской церкви состояло из священника, дьякона и дьячка. Духовенство Свято-Духовского храма мало отличалось в те годы по бытовому укладу от крестьян. Священнослужители много работали на земле, не имели наемных рабочих и были малообразованными. Много лет спустя, посещая в Даровом сестру Веру, Андрей Михайлович Достоевский отметил, что культурный уровень духовенства моногаровской церкви заметно вырос. Нового настоятеля Преферансова, который служил в 1880-х годах, он называл «совершенным джентльменом в сравнении с прежними священниками». Впоследствии одна из дочерей Веры Михайловны вышла замуж за сына священника Преферансова, и таким образом связался род Достоевских и служителей подмосковной церкви.

Несколькими десятилетиями ранее, в 1839 году, священник Свято-Духовской церкви Григорий Алексеев оказался замешан в загадочной истории гибели отца писателя 50-летнего владельца Дарового и Черемошни Михаила Андреевича Достоевского. Согласно местной легенде, барин был убит собственными крестьянами. Предзнаменованием будущего несчастья дети М.А. Достоевского считали пожар в имении, который случился вскоре после покупки Дарового. Непутевый крестьянин по имени Архип в Страстную пятницу решил зажарить кабана у себя во дворе, но от сильного ветра, как бы в наказание, загорелась его изба (виновник беды погиб), а от нее огонь перекинулся на усадьбу и быстро уничтожил все крестьянские дворы. Достоевские узнали о несчастье на третий день Пасхи от срочно прибывшего в Москву приказчика. «Первое впечатление было ужасно! Помню, что родители пали на колени и долго молились перед иконами в гостиной, а потом поехали молиться к Иверской Божией Матери», – вспоминал Андрей Михайлович Достоевский. Михаил Андреевич отправил приказчика назад в Даровое, велев передать крестьянам, что поможет им, «поделит с ними последнюю рубашку». Родители писателя выдали каждому крестьянину на восстановление дворов по 50 рублей, что по тем временам было большими деньгами. Благородный жест М.А. Достоевского контрастирует с образом жестокого помещика, в которого, согласно молве, в последние годы жизни превратился Михаил Андреевич. После ранней смерти супруги он подал в отставку и переселился из Москвы в деревню. Пил, часто ругался с мужиками, бил их за любую провинность. В один из жарких июньских дней 1839 года Михаил Андреевич заметил отсутствие на работах нескольких крестьян. Узнав, что не явившиеся на поле работники назвались больными, он поехал в Черемошню, чтобы «вылечить» их палкой. В ходе перебранки четверо крестьян, сговорившихся заранее, до смерти избили своего барина. Андрей Достоевский вспоминал: «… вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за этим, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!» И с этими возгласами крестьяне числом 15 человек накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним». Кучер, бывший также в сговоре, вывез едва живого Михаила Андреевича в поле и направился в Моногарово за священником. Старики из села Дарового рассказывали в 1920-х годах об этом деле так: «Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал… будто от припадка умер, у него припадки бывали».

Многие исследователи биографии Достоевского оспаривают популярную легенду о жестоком помещике-отце и его убийстве крестьянами. Однако уже в советские годы литературовед В.С. Нечаева (1895–1979, историк литературы, доктор филологических наук, член Союза писателей СССР, инициатор, создатель и первый директор Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Москве. – Прим. ред.) случайно нашла в заброшенном храме Сошествия Святого Духа на Апостолов архив старых церковных документов. В ведомостях Свято-Духовской церкви за 1839 год она обнаружила любопытный пробел – после загадочной смерти помещика М.А. Достоевского никто из жителей деревни Черемошня, вопреки обычаю, не исповедовался и не причащался, как бы отлученные за тяжкий грех.

Могила отца Достоевского в Моногарово не сохранилась. Андрей Достоевский писал в дневнике:

«Отец похоронен в церковной ограде. На могиле его лежит камень без всякой надписи, и могила окружена деревянною решеткою, довольно ветхою. Надо будет озаботиться возобновить ограду».

Намерение это не было исполнено, а в советские годы, после закрытия Свято-Духовского храма исчез даже и след погребения М.А. Достоевского. В 2005 году на уничтоженном некрополе был установлен новый крест и мемориальная плита-кенотаф.

Благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов:

– Свято-Духовской храм в Моногарово сегодня обретает второе рождение благодаря предстоящему 200-летнему юбилею со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Ежегодно с момента открытия прихода после долгих лет осквернения храма во времена гонений и до начала реставрации возносились горячие молитвы простых прихожан о том, что наступит время собирать камни и один из самых значимых памятников истории культуры будет восстановлен. Эта церковь некогда стала местом божественной литургии для окормления тысяч людей, в том числе будущего великого писателя, а также местом захоронения на церковном погосте его отца Михаила Андреевича Достоевского. Благодаря усердию неравнодушных людей, государственных деятелей, меценатов, энтузиастов и поклонников творчества великого писателя этот храм обретет прежний боголепный вид.