Энтузиаст в Пушкинском районе собрал уникальную коллекцию ретро-машин
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Чтобы понять страсть к автомобилям, надо родиться мальчишкой. Многие представители сильной половины человечества до такой степени увлекаются автомобилями, что хобби превращается в дело их жизни. Так случилось с коллекционером из Подмосковья Максимом Миром. В поселке Клязьма Пушкинского района он организовал музей под открытым небом. Предпочтение отдает праворульным машинам советского автопрома.
В поиске «Волги»
Двор дома, где живет Макс, вся территория вокруг тесно заставлены автомобилями. Поскольку площади не хватает, некоторые, словно в заводском цехе, стоят в три яруса. Правда, в отличие от новеньких заводских машин у этих вид, скажем так, потрепанный временем и человеческим небрежением. Макс Мир, «заболевший» восстановлением и коллекционированием машин в начале 2000-х годов, собрать пяток таких же увлеченных ребят. Вместе они возвращают к жизни то, что время давно списало.
Сегодня в коллекции Макса вся линейка автомобилей ВАЗ, почти вся линейка автомобилей «Москвич» и отдельные экземпляры «Волги» и «Запорожца». Мечтает заполучить ГАЗ-24 «Волга». Таких осталось две – одна находится в Москве, другая – в Индонезии. Ни один из владельцев расставаться с ними не хочет. Но Макс не унывает. Он умеет ждать. И в этом ожидании занимается поиском других машин.
Только «родные» детали
На момент, когда приехали в музей под открытым небом, Макс находился в очередной командировке. Ищет новые модели старых машин – не только гражданского назначения, но и времен Великой Отечественной войны. Коллега Макса Андрей Романов рассказал, что еще лет 10 – 15 назад найти старое праворульное авто в центральных и отдаленных от Москвы регионах было намного проще. Год от года ситуация ухудшается.
– Наша главная задача – вернуть «убитой» машине ее первоначальное состояние. В нашей сфере ценится исключительно родное состояние автомобиля, а не какие-то подделки, внедрение чуждых машине агрегатов, – рассказывает Андрей, показывая автохозяйство.
Работа делится на три этапа: первый – поиск интересующего автомобиля, второй – оценка его состояния, третий – собственно ремонт, включающий в себя жестяные и кузовные работы, покраску, сборку и доведение машины до рабочего состояния. Готовые автомобили выставляют на специализированных выставках, иногда передают в музеи.
– К сожалению, выставки случаются не так часто, как хотелось бы. И те, что есть, не дают возможности полностью продемонстрировать всю коллекцию. Например, только в нашем собрании почти 70 машин. Правда, некоторые автомобили пополняют коллекции музеев – спрос на них есть, другие участвуют в ралли и различных реконструкциях. Например, один из наших автомобилей-амфибий занял первое место в реконструкции «Моторы войны» в Черноголовке. Мы также участвовали в выставках старинных авто «Олдтаймер – галерея», «Автострада», «Автоэкзотика». Стараемся не пропускать выставки в «Крокус Экспо» и «Сокольниках». Много автовернисажей проходит в маленьких городах страны. Есть узкоспециализированная выставка в Петербурге «День Москвича». Ежегодно сюда собираются исключительно владельцы машины «Москвич». В прошлом году их собралось около 100, – рассказал Андрей.
«Куроган» у берегов Клязьмы
В коллекции Макса Мира что ни автомобиль, то история. Один приехал в подмосковную Клязьму из Англии, правда, в ужасно непотребном виде. Попробовали восстановить – получилось. Получилось вернуть к жизни и редкую модификацию «Москвича – 434 пикап». Это самая редкая машина из праворульного «трио». Для внутреннего рынка заводы пикапы не выпускали. Они шли на экспорт.
Сейчас Макс и товарищи трудятся над восстановлением японского разведывательного автомобиля «Куроган Тип 95». По сути «Куроган» – первый в мире серийно выпускавшийся джип. Необходимость в этом вездеходе была огромная: его использовали для разведки, связи и в качестве штабной машины для офицеров. Выпускали машины всего пять лет – с 1933 по 1938 год и небольшими партиями. На сегодня в мире осталось всего шесть экземпляров, один из них – в коллекции Макса Мира. Он привез его с Дальнего Востока, выкупив у частного владельца.
– Андрей, неужели действительно так интересно возиться со старыми, часто неработающими машинами? Новые куда лучше!
– Чтобы понять это увлечение, надо залезть в нашу «шкуру». Мы не то чтобы с удовольствием занимаемся восстановлением автомобилей советского периода, здесь более глубокий смысл. Хобби превратилось для нас в образ жизни.
Снимаются в кино
Макс Мир и его товарищи развивают две темы в своей деятельности. Первая – советский праворульный автопром – «Москвич», «Запорожец», «Волга». Вторая – советские и зарубежные автомобили-амфибии времен Великой Отечественной войны. Сейчас завершают реставрацию двух таких машин. Еще пять ждут своего часа.
География поиска старых машин у коллекционеров довольно обширная. Например, одну машину Макс привез из Иркутска, другую – из Казахстана… Некоторые были найдены по интернету, иные предложены другими коллекционерами, которые тоже занимаются ретромашинами и состоят с Марком Миром в активной переписке.
Кстати, автоколлекция Макса востребована кинематографистами. Здешние автомобили можно увидеть в картине «Следователь Тихонов» или «Игра в правду»…