Как семья завладела подмосковным домом 100 лет назад и до сих пор там живет

Районы-кварталы
Ольга Рожкова / Подмосковье Сегодня

Фото: [Ольга Рожкова / Подмосковье Сегодня]

Дом на улице Ленинского комсомола мало чем отличается от соседей. Типичная постройка начала XX века. Каменный низ, деревянный верх. О нем не пишут в путеводителях, но именно этот неприметный дом имеет большое значение для истории города. Вот уже 110 лет, с 1905 года, им владеет одна и та же семья. Корреспондент «НП» узнал тайны родового гнезда.

Сибирь – Москва – Серпухов

В сибирской семье родился сообразительный и пробивной парень по имени Иосиф. Не желая губить талант, он перебрался в Москву, где после обучения сумел устроиться инженером. Правда, спустя какое-то время он имел неосторожность участвовать в движении против царя, за что его сослали за 101-й километр. То есть - в Серпухов.

Но и в ссылке Иосиф Токарев удачно устроился, попав на крупнейшее по тем временам в городе предприятие, Текстильную мануфактуру Коншиных. Пришел простым инженером, но вскоре вырос до помощника хозяина, у которого одолжил деньги на строительство родового гнезда.

Так как вслед за Иосифом из Сибири перебрались два его брата, изначально дом строили на три семьи. Вот только родные так и не женились, а Токарев оказался должен крупную сумму.

– Чтобы расплатиться, он построил маленький флигель, практически сарай, где ютилась семья, а все жилые помещения дома сдал в аренду. Так что сам он в доме почти и не пожил. Зато за два года до смерти расплатился с долгами, – рассказала Анна Луценко, праправнучка Иосифа Токарева.

Матриархат

Волею судеб строитель дома стал единственным мужчиной, который в нем по-настоящему задержался. Несмотря на то что общественность была против, умный инженер всем наперекор связал себя узами брака с необразованной служанкой Иустиньей. В итоге супружеская жизнь пары сложилась очень счастливо, но, к сожалению, продлилась недолго: умер Токарев рано, ему было чуть больше сорока лет. В итоге дело в свои руки взяли женщины – жена и две дочери, обе Кати. Семья не бедствовала – об этом говорят хотя бы старинные фотографии. В начале прошлого века мало кто мог позволить себе так часто заказывать групповые и личные портреты в городском фотоателье. Советская власть не могла пройти мимо зажиточной семьи, но во время раскулачивания сообразительная старшая дочь успела защитить имущество.

– Она сдала каждую комнату квартирантам, причем всех прописала в домовую книгу. И когда нас пришли раскулачивать, она поставила всех в тупик, – рассказала Анна. – Раскулачивайте, говорит. Но людей вы куда денете? И когда комиссия увидела, что тут в каждой комнате по семье живет, решили нас не трогать. А потом всех жильцов аккуратно выписали, и дом остался за нами.

От наследства Иосифа Токарева мало что осталось. Не покидали этих стен только дубовый стол, сундук да старое кресло, на котором лишь единожды меняли обшивку. Сейчас потомки серпуховского инженера живут не так богато, как в царские времена. За свой дом, которому вот уже 110 лет, семья очень держится.

– Есть связь времен, связь поколений. Сам дом служит нам защитой, настолько он пропитан нашей энергетикой. Я знаю, что тут со мной ничего плохого не случится, – улыбается Анна.

Поделиться