Подмосковные лесники вышли на защиту елок

Районы-кварталы

До Нового года остались считанные дни, а значит, пора подумать о выборе елки. Увы, некоторые несознательные граждане решают отправиться за пушистой красавицей не в магазин или на елочный базар, а прямиком в лес. С топором. Чтобы сохранить вечнозеленые деревья от «черных лесорубов», лесники вынуждены проводить регулярные рейды. В одном из них побывали корреспонденты «Подмосковье сегодня».

Лесной патруль

Сотрудники Ногинского лесничества спешно грузятся в зеленую «Ниву». За день заместителю директора ведомства Юрию Савочкину и лесопатологу (специалист по вредителям и болезням леса. – Прим. ред.) Олегу Суховееву предстоит преодолеть по проселочным дорогам около 100 километров – такова средняя протяженность каждого из 15 маршрутов, по которым проходят рейды.

– Мы патрулируем места, расположенные вблизи населенных пунктов, вдоль тропинок или лыжных трасс. Словом, те, куда можно добраться пешком или на автомобиле и соблазниться на незаконную рубку дерева, – объясняет замдиректора Ногинского лесничества Юрий Савочкин.

В группу риска, по его словам, попадают те лесные участки, где растут сосны и ели в возрасте до 10 лет. Высота более взрослых деревьев превышает 3,5 метра – такую елку ни из леса вывезти, ни домой затащить не получится. Если в остальное время лесники объезжают свои владения раз в день, то в преддверии Нового года им приходится патрулировать территорию два-три раза в сутки.

Бездорожье не помеха

Автомобиль лесной охраны держит путь в сторону деревни Затишье. «Нива» то подпрыгивает на кочках, то проваливается в глубокие ямы. Порой кажется, что на очередном вираже машина вот-вот завалится на бок.

– Неужели кто-то пойдет за елкой по такому бездорожью? – удивляемся мы.

Пойдут, и еще как, уверяют лесники. Ни отсутствие асфальта, ни плохая погода «черных лесорубов» не остановят. А при виде инспекторов они могут еще и попытаться убежать с незаконно добытым деревом наперевес. Только шансов оторваться от погони у таких «спортсменов» практически нет.

– Лес – это не стадион, тут особо не побегаешь, – замечает лесопатолог. – Если «черный лесоруб» попадется на глаза леснику, от ответственности ему не уйти.

Плантация елок обнаруживается менее чем в километре от жилых домов. Вечнозеленые деревца высотой от метра до двух стоят ровными плотными рядами. Похоже, сегодня им ничего не угрожает, посторонних на участке не обнаруживается. Впрочем, еще рано, считают специалисты. Обычно охотники за бесплатными елками «идут на дело» за день-два до праздника.

– Сейчас очень модно встречать Новый год за городом. И вот вместо того чтобы заехать на елочный базар и приобрести дерево там, некоторые могут решить самолично срубить его в лесу, – считает замдиректора лесничества.

Под суд за две елки

«Черным лесорубом», по мнению специалистов, может стать кто угодно, независимо от дохода и социального статуса. Зачастую люди решаются на незаконную рубку, не особо задумываясь о последствиях. Между тем за подобное правонарушение предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тыс. рублей, да еще и придется возместить нанесенный урон. А вот если эксперты признают, что ущерб от рубки превысил 5 тыс. рублей (это примерно две небольшие елочки), то горе-дровосек окажется на скамье подсудимых. И если в тюрьму вряд ли посадят, то судимость останется.

Однако, если верить статистике, местные жители стали гораздо бережнее относиться к лесу, чем прежде. За последние два года в Ногинском лесничестве в преддверии зимних праздников не выявлено ни одного факта незаконной рубки.

– Можно сделать осторожный вывод, что люди стали понимать, что они отвечают за лес, – говорит Юрий Савочкин. – Но это нас нисколько не расслабляет, и бдительности мы не теряем.

Лесники продолжат охранять плантации новогодних елей вплоть до 31 декабря. Кстати, сами они признаются, что уже давно встречают праздник с искусственными деревьями.

Поделиться