Останки редкого динозавра обнаружили под Коломной

Два хвостовых позвонка редчайшего сухопутного динозавра обнаружили ученые в Подмосковье. Откопали их, правда, еще в 1997 году, но ценность найденных костей поняли только сейчас.

Позвонки огромного ящера нашел студент геофака МГУ Александр Выдрик в карьере «Пески» недалеко от Коломны в культурном слое с морскими обитателями. Александр принес находку в музей Московской станции юных натуралистов. Там они и остались на долгие годы.

Наконец три года назад по стечению обстоятельств специалисты Палеонтологического института РАН обратили внимание на древние позвонки. Ученый Николай Зверьков принялся пристально изучать подмосковные находки.

Изначально исследователи считали, что это останки морской рептилии, ведь много миллионов лет назад большую территорию европейской части России занимало Среднерусское море. Предположили, что это часть хвоста морского ящера плиозавра. Но, после того как позвонки очистили и измерили, оказалось, что это гораздо более редкая находка: сухопутный травоядный динозавр-завропод, родственник диплодока, который обитал 164 млн лет назад.

– По таким позвонкам видовую принадлежность не определить, мы только знаем, что это надсемейство Diplodocoidea и, скорей всего, семейство Dicraeosauridae, – комментирует научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Николай Зверьков. – Об этом говорят особенности строения позвонков: они слабо опистоцельные (передняя сторона вогнутая, задняя слабо выпуклая), у них характерные пластинчатые и широкие невральные дуги. По расположению пластин и отростков можно определить принадлежность динозавра-завропода к определенному семейству, а иногда и до рода и вида определить, но не в данном случае.

Коломенские места теперь считают перспективными – встречаются и кости, и зубы морских рептилий. Ученые планируют изучать местный карьер в дальнейшем в надежде сделать другие интересные находки.