В Подмосковье планируют решить проблему дефицита препарата от системного юношеского артрита
Фото: [Пресс-служба ДКМЦ МО]
Год назад в Подмосковье открылось первое в регионе детское ревматологическое отделение. Специализированный стационар стал шансом на спасение и пожизненную ремиссию для детей с редким заболеванием – системным юношеским артритом. Однако пандемия бросила новые вызовы нашим ревматологам, поскольку лекарство для лечения упомянутого заболевания подошло и больным коронавирусом. Как с этим справляются наши специалисты, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
КАК ЦИТОКИНОВЫЙ ШТОРМ
В настоящий момент в Подмосковье состоит на учете 50 пациентов с системным юношеским артритом. Это всего на 25 человек меньше, чем в столице. Все дети совершенно бесплатно получают дорогостоящую терапию по каналу федерального бюджета. Благодаря инновационному генно-инженерному биологическому препарату тоцилизумаб они обретают возможность жить полной жизнью. Однако с приходом ковида на их пути к здоровью выросло новое препятствие – дефицит лекарства.
– Препарат тоцилизумаб создан для пациентов с системным юношеским артритом. Это очень редкое заболевание, и без лечения оно приводит к гибели пациента, – рассказывает заведующая ревматологическим отделением НИКИ детства МЗ МО, главный внештатный детский специалист ревматолог Минздрава Московской области, к.м.н. Юлия Котова. – Протекает болезнь как сепсис: с высокой температурой, сыпью, очень сильными болями в мышцах, костях, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы.
Тяжелые симптомы нарастают лавинообразно, по принципу цитокинового шторма. Тоцилизумаб же позволяет быстро и без побочных эффектов взять недуг под контроль. Поэтому совершенно логично, что лучшие медицинские умы мира начали применять этот препарат для лечения тяжелых форм коронавирусной инфекции.
ПРЕРВАТЬ НЕЛЬЗЯ
Тоцилизумаб оказался хорошим подспорьем и в борьбе с ковидом. Сегодня он входит в клинические рекомендации по лечению тяжелых форм коронавирусной инфекции.
– Однако этот успех спровоцировал общемировой дефицит лекарственного препарата, – говорит Котова. – Нехватку уже ощутили все страны мира и многие регионы нашей страны. А при невозможности обеспечения им пациентов с системным юношеским артритом может возникнуть ситуация с ухудшением состояния детей и даже фатальными исходами. Тем временем прерывать лечение даже на пару месяцев категорически нельзя, ведь в таком случае организм ребенка перестает реагировать на лекарство.
Ревматологическому отделению НИКИ детства МЗ МО удалось заранее подготовиться к дефициту. В прошлом году центр закупил редкий препарат с излишком: теперь лекарства хватает на этот и даже следующий год. Но что делать дальше?
АЛЬТЕРНАТИВА ВОЗМОЖНА
Пути решения этой проблемы уже намечены. Так, например, ученые из Подмосковья и других регионов России начали трудиться над созданием аналогов импортному тоцилизумабу. А специалисты Минздрава региона изучают возможность переключения пациентов на новейший препарат, недавно получивший регистрацию в России, который может стать альтернативой исчезнувшему с прилавков лекарству.
– Задачи поставлены главным внештатным детским специалистом ревматологом Минздрава России Екатериной Алексеевой. Совместно с всероссийским и мировым ревматологическим сообществом мы ищем ответы. И хочется верить, что проблема дефицита будет решена в кратчайшие сроки, – говорит Котова.
– Самое важное в лечении – как можно раньше обнаружить системный юношеский артрит. В настоящее время в Подмосковье есть все необходимое для полноценной диагностики и лечения: высокотехнологичное оборудование, квалифицированные специалисты. В ревматологическом отделении НИКИ детства МЗ МО дети из Подмосковья совершенно бесплатно смогут пройти полную диагностику и получить самое современное лечение, – говорит главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Московской области, директор НИКИ детства МЗ МО Нисо Одинаева.