Эксперты с носом: как работают собаки-детекторы в Подмосковье

Безопасность
ЭКЦ ГУ МВД по МО

Фото: [ЭКЦ ГУ МВД по МО]

Эти полицейские собаки на место преступления не выезжают, подозреваемых, как в кино, не задерживают. Они живут в отапливаемых вольерах на окраине Сергиева Посада и ходят на работу в соседнее здание. Умные и хитрые американские длинношерстные таксы, резвые дратхаары, разноцветные австралийские хилеры и добрый бигль... Все эти псы охотничьих пород – отличные поисковики. Секреты их работы корреспонденты «Подмосковье сегодня» выяснили, побывав в Отделении исследований запаховых следов человека Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Московской области.

СНЯТЬ ЗАПАХ

Одиннадцать собак-экспертов трудятся в этом отделении. Работают не с перчатками и шапками преступников, ломиками, топорами и пистолетами, а только с пахучими веществами пота и крови их обладателей.

– В России всего 11 отделений, специализирующихся на экспертизе запаховых следов, – говорит начальник отделения исследований запаховых следов человека ЭКЦ ГУ МВД по Московской области Руслан Гандалипов. – Наше отделение открылось в 2013 году и уже занимает лидирующие позиции. К нам привозят материалы для исследований из Ярославской, Брянской, Владимирской областей и из Москвы.

Как снять запаховый след человека с кольца, кошелька или чехла автокресла? Оказывается, у этой фантастичной задачи есть научно обоснованное решение.

– Криогенно-вакуумный метод, разработанный и запатентованный ЭКЦ ГУ МВД по Московской области, уникален, и проведенная по нему экспертиза является 100% доказательством в суде, – рассказывает эксперт Валерия Новикова и начинает этот почти колдовской процесс.

Объект помещает в баночку, накрывает сверху специальным сборником, в который предварительно добавила несколько кусочков фланели. Воздух откачивает, чтобы обеспечить герметичность. Всю конструкцию ставит на водяную баню, а в углубление сверху заливает жидкий азот.

За счет разницы температур создается давление, и все пахучие вещества с объекта поднимаются на фланель. Выветривание им точно не грозит. Далее эти тряпочки перемещает в банку и герметично закрывает. Если подозреваемого нет и сравнивать запах с места преступления не с чем, запаховую пробу отправляют в морозилку, где ее можно хранить до двух лет.

КРОВЬ – ЛУЧШИЙ ОБРАЗЕЦ

Ольфакторный (обонятельный) метод используют, когда преступник не оставил других следов. Например, убийца действовал в перчатках. Но ведь автомат или пистолет он дома чистил, носил на ремне, а значит, его запах на них остался. Наиболее пригодны для исследований пятна сухой крови, волосы, предметы одежды, расчески, очки, платки, наручные часы.

– Если человек редко моется и редко стирает свои вещи, то образовавшаяся микрофлора убивает его неповторимый запах, и собака такой след не возьмет, – рассказывает эксперт. – Чистый запах в основном на предплечьях, шее, за ушами и на пояснице. Из одежды образцы вырезают именно оттуда. Самый же лучший образец – это кровь, с годами ее запах не меняется, независимо от того, употребляет ли человек наркотики или лекарства, работает ли с красками.

После всех приготовлений начинается самое интересное – экспертиза. К исследуемому образцу подбирают пять аналогичных, только с запахом других людей. Для этого на стеллажах стоит целая коллекция запахов с кошельков, чехлов автокресел, одежды, обуви. Собаке, кстати, можно дать занюхать определенный запах только раз в полгода, а кровь – раз в год: их обонятельной памяти остается только позавидовать.

– Мы проводим два вида исследований. Диагностическое – когда нужно определить, есть ли вообще на вещи запах человека. Идентификационное – сопоставление запаха с подозреваемыми лицами, – пояснила Валерия Новикова. – Если собака показывает, что запах присутствует, пробу замораживаем на два года. Когда у следствия появляются проверяемые лица, нам направляют образцы крови, мы размораживаем пробу и готовим идентификационное исследование.

КОЛБАСКА КАК ЗАРПЛАТА

Лучший диагност в собачьем отряде экспертов – бигль Крош, а идентификаторы – таксы. Американскую длинношерстную таксу Гордея мы выбрали для показательной работы. В зале для ольфакторных исследований – его рабочем кабинете – все действия строго регламентированы.

Старт – небольшой подиум в углу комнаты. Гордей занюхивает заданную пробу, а затем вместе с проводником выходит на сравнительный ряд. Там под жестяными конусами 10 баночек с фланелевыми тряпочками – запаховыми пробами. В них, помимо запаха с места преступления, пять аналогичных запахов, три выпаренные пробы крови с запахом не причастных к происшествию лиц и проба крови проверяемого лица – эталон. Проводник не знает расположения проб, оно известно только эксперту-наблюдателю.

Гордей узнал на исследуемом с места преступления объекте запах, занюханный на старте, и сел рядом, потом пошел дальше по кругу и сел на эталоне. Если бы собака села только на эталоне, это значит, что она ничего не нашла, но подтвердила свою рабочую пригодность.

– Перед исследованием для собаки проводится две проводки-теста, чтобы проверить ее рабочее состояние. Положительный результат должны подтвердить три собаки, отрицательный – две, – пояснила Валерия Новикова. – На эталоне собака должна сбросить свой нервоз. Как бы они ни любили свою работу, она для них очень напряженная. И если ни эталона, ни колбаски не будет, у собаки возникнет фрустрация – как у человека, не получающего зарплату за свою работу. Это начнет влиять на психику, и дрессировка расформируется.

Щенков на эту работу тщательно отбирают, с неустойчивой психикой не берут. Полгода мощной дрессировки – и собака-детектор готова.

Они могут хитрить, отлынивать от работы, но очень ответственны и трудятся на совесть. Хорошо натренированная собака может работать до конца своей жизни. И даже без практики навык они не теряют до одного года.