«Хороший криминалист – это химик, психолог и ювелир в одном лице»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8yLzNlL2IxLzE2NDYwNzI5NDE2NjE5ODE1NzM3Mi5qcGc.webp)
В первый день весны отмечают свой праздник эксперты-криминалисты МВД России. Именно от их профессионализма и наблюдательности во многом зависит эффективное расследование преступлений. О закулисье этой непростой работы «Подмосковье сегодня» рассказал начальник Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области полковник полиции Алексей Шибаев.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMi8yL2Y2LzI2LzUzNDYzMi5qcGc.webp)
– Алексей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о ваших первых делах. Чем они запомнились?
– Главное было не растеряться, вовремя вспомнить все то, чему учили, и правильно применить знания на месте. Зачастую работа на месте происшествия бывает связана с осмотром трупов на суицидах, ДТП, убийствах, несчастных случаях.
Одним из самых сложных и интересных дел в моей практике было расследование расстрела в автомобиле одного из лидеров организованной преступной группы и его личного водителя. Тогда была проделана колоссальная, кропотливая работа: и на осмотре места происшествия, и при исследовании поступивших на экспертизу следов и объектов.
– Говорят, что эксперт-криминалист – это химик, психолог и ювелир в одном лице. Так ли это?
– Думаю, что это так. Эксперт, как психолог, должен понимать и предполагать, как действовал злоумышленник на месте преступления, для того чтобы собрать максимум его следов. Как химик, должен безошибочно подобрать оптимальный способ обнаружения следа, который его выявит, а не уничтожит. Как ювелир, должен изъять хрупкие объекты без повреждений и утраты содержащейся в них информации.
Действительно, хороший эксперт-криминалист – это симбиоз многих человеческих качеств. Здесь не обойтись без аналитического мышления, глубоких знаний в различных областях прикладных наук, точности и пунктуальности в действиях. А самое главное – желать найти, доказать, помочь и получить моральное удовлетворение от проделанной работы. У нас, как и везде, если у человека нет искорки в глазах – и результата ожидать не стоит. А степень ответственности очень большая: от качества проделанной работы зависит судьба человека.
– Как вы работаете на месте преступления?
– Первыми, как правило, на место происшествия прибывают наружные наряды патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, другие подразделения полиции для проверки информации о произошедшем. Если все подтверждается, то к осмотру места происшествия первыми приступают именно криминалисты. Затруднить нашу работу может значительный временной промежуток от момента совершения преступления до начала осмотра, погодные условия, неграмотные действия других участников осмотра или самих потерпевших.
В процессе осмотра приходится учитывать множество обстоятельств. В зависимости от категории преступления выбирается свой подход, а он, в свою очередь, диктует, что использовать из технических средств. Хотя основной набор, как правило, один: это средства освещения и подсветки, фотофиксации, средства выявления и изъятия следов в виде различных порошков, реактивов и носителей. Как правило, хватает обычного криминалистического чемодана. Но бывают случаи, когда, например, нужен металлоискатель или люминесцирующие составы.
– Были ли на вашей памяти злоумышленники, которые выжигали себе подушечки пальцев?
– В настоящее время на осмотрах мест происшествий имеется возможность изъять объекты-носители ДНК, запаховые следы, которые также индивидуальны, при этом их нельзя уничтожить. Но, безусловно, и на современном этапе дактилоскопия незаменима, так как дает возможность установить преступника без особых затрат. В кратчайшие сроки и при помощи оборудования, имеющегося на «вооружении» в каждом территориальном экспертно-криминалистическом подразделении.
Естественно, современные технологии не обошли стороной и данное направление работы эксперта. Увеличилось быстродействие техники, распространение получили бескрасковые способы дактилоскопирования. А вот злоумышленников, которые бы как-то пытались уничтожить папиллярные линии на подушечках своих пальцев, в моей практике не было. Да и бессмысленное это занятие.
– Случались ли в вашей работе курьезные, смешные истории?
– Однажды я выезжал в составе следственно-оперативной группы на кражу из дачного дома. Обычный осмотр: из дома пропало немного имущества и алкоголь. Потерпевший отметил, что в шкафу нет комплекта одежды – отсутствуют куртка, рубашка, джинсы и пара обуви. На дворе лето, высокая зеленая трава по всему периметру забора, а земельный участок большой, около 20 соток. Я решил более тщательно осмотреть периметр участка, и не зря. В траве возле забора лежал пакет с вещами. Переодевшись в одежду потерпевшего, жулик, по всей видимости, просто забыл его! При осмотре вещей из пакета в кармане брюк я обнаружил справку об освобождении из исправительно-трудовой колонии и железнодорожный билет, по которому жулик и приехал к нам из города, в котором отбывал наказание. Вот так в ходе осмотра места происшествия был установлен подозреваемый, который не просто оставил свои следы на месте преступления, но и подкрепил их, так сказать, документально.
– Были ли у вас кумиры среди сыщиков, примеры для подражания?
– Кумир и пример для подражания был и есть только один, это Глеб Жеглов – сильный, смелый, решительный, грамотный, четко понимающий ситуацию и знающий, как действовать. Воплощение настоящего милиционера!