К пяти годам приговорили экс-полицейского из Серпухова, избившего инвалида
Фото: [Подслушано в Серпухове/vk.com]
Беспрецедентный приговор вынес на днях Серпуховский городской суд: уволенный из органов старший лейтенант полиции Евгений Иванов получил пять лет заключения за то, что при задержании покалечил человека. Можно сказать, что справедливость иногда торжествует, однако не все в этом громком деле однозначно. Потерпевший первым напал на сотрудника «при исполнении» и нокаутировал его. Кто в этой истории жертва, а кто преступник – разбиралась корреспондент «Подмосковье сегодня» Анна Пенкина.
ПОСТУПИЛ БЫ ТАК ЖЕ
Судья Серпуховского городского суда вышла из совещательной комнаты, чтобы огласить приговор, все присутствующие в зале встали. Поднялся и подсудимый Евгений Иванов, бывший полицейский, которого после возбуждения уголовного дела лишили погон.
Когда он услышал: «Виновен. Приговаривается к пяти годам заключения», – вздрогнул и побледнел. Снова мысленно вернулся в тот день. И снова подумал, что все сделал правильно. Если бы ситуация повторилась, поступил бы так же.
Тогда, 19 января 2016 года, Евгения Иванова вместе с напарником отправили в «скрытый патруль» ловить людей, причастных к обороту наркотиков. Полицейские вышли в рейд в гражданской одежде. В какой-то момент увидели мужчину, переходившего проезжую часть на красный свет. Он не фокусировал взгляд. Инстинкт сработал – тут что-то не то. Представились, попросили документы. А прохожий вдруг панически метнулся в сторону.
из личного архива Евгения Иванова
ОПАСНЫЙ ПРОТИВНИК
Полицейские бросились за ним. И тут мужчина набросился на Иванова и сшиб его с ног двумя отточенными боксерскими ударами. Евгений упал на асфальт, напарник бросился на помощь, но и его настиг удар. Иванов смог подняться и стал преследовать пешехода. Все происходящее засняли камеры видеонаблюдения. Полицейский, задерживая буяна, нанес ему несколько сильных ударов. Заковал в наручники и препроводил в участок. И задержанного, и Иванова с травмами поместили в больницу, причем в одну палату.
Дальше начались разбирательства. Стала известна личность мужчины, напавшего на Иванова. Им оказался Алексей Л., бывший сотрудник ФСБ, уволенный из структуры по состоянию здоровья – психическое заболевание плюс косоглазие. Так как он имел инвалидность, общим решением было не возбуждать против него уголовное дело за нападение на полицейского. Евгений и Алексей написали заявления, что не имеют претензий друг к другу. Но потом... начальство сообщило Евгению, что его больше не желают видеть в рядах правоохранительных органов.
С ДЕТСТВА МЕЧТАЛ О ПОЛИЦИИ
«Нужно понимать личность Жени. Его дядя служил в полиции, Женя тоже мечтал об этой работе с детства. И после окончания приборостроительного техникума исполнил свою мечту», – объясняет тетя осужденного Елена Чигарева.
По словам родных, Иванов не из тех, кто отбывал службу «от звонка до звонка». Работа была образом его жизни.
«Как-то мы с мужем гуляли, и из темного проулка выбежала женщина. Она кричала, что у нее отобрали сумочку. Женя бросился в темноту, догнал грабителя, сдал его наряду, а сумочку вернул хозяйке», – рассказывает Светлана, жена Евгения Иванова.
Таких случаев было немало, уверяют близкие экс-полицейского. Однажды он даже бросил коляску с новорожденным сыном возле магазина, когда увидел прохожего, чьи приметы совпадали с находящимся в розыске бандитом. Догнал его и задержал. Интуиция не подвела – это был тот самый злоумышленник.
Люди, знающие Евгения, говорят, что он был «настоящим ментом» – жестким, бескомпромиссным, беспощадным к нарушителям. И неудобным для начальства.
«На суде зачитывали характеристику: «Конфликтный, всегда отстаивает свое мнение». Он мог не подчиниться приказу. Например, когда поставили задачу отлавливать гастарбайтеров, Женя отказался, мотивируя, что это противоречит законодательству», – говорит коллега и друг Иванова Роман Черепенников.
Газета «Ока-инфо»/vk.com
ПРИНЯЛ МЕНТОВ ЗА БАНДИТОВ
Он был сорвиголова, нередко забывал и о безопасности, и об инструкциях. Вот и в тот вечер схватился с агрессивным прохожим. В итоге, согласно данным медицинской экспертизы, сломал ему глазную орбиту и носовой хрящ.
«Только чудом Алексей не лишился зрения. Нос у него теперь искусственный – поставили хрящевой имплант. Были две тяжелые операции, предстоят еще две» , – рассказывает родственница потерпевшего.
Травмы серьезные, но Алексей напал первым, причем не скрывал это на суде.
«Леша шел в аптеку за лекарствами. И вдруг его остановили двое мужчин в штатском, представившиеся полицейскими, потребовали документы. Он подумал, что бандиты, и ударил их», – поясняет представитель потерпевшего.
Подслушано в Серпухове/vk.com
НАКАЗАНИЕ ЗА СВОЕВОЛИЕ
Близкие Иванова говорят, что сначала Евгения заставляли уволиться по собственному желанию, пугая в противном случае уголовным делом, потом уволили по статье за превышение. Иванов через суд восстановился на службе, а спустя три месяца против него возбудили уголовное дело. Сам Евгений считает, что, если бы он не восстановился, не было бы ни суда, ни срока.
Кстати, его напарник в ходе следствия признал вину, поэтому получил «условку». А Иванов так до конца и считал себя правым.
Но суд решил иначе. Хотя многие были уверены, что Евгения оправдают. Не случилось. Сейчас Иванов подал апелляцию. Какое решение примет областной суд – покажет время. В этой истории обе стороны – жертвы. В любом случае того, что случилось 19 января 2016 года, никакой суд своим решением отменить не в состоянии.
комментарий эксперта
Павел ДМИТРЕНКО, адвокат Евгения Иванова:
– У обвиняемых были все основания, чтобы остановить потерпевшего. Если посмотреть видео, то ясно, что сначала полицейские просто разговаривали с пешеходом, а потом он неожиданно набросился на них. Почему не возбудили против него уголовное дело по ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», непонятно. И в конце концов, у любого человека, не только полицейского, есть право на самооборону.
кстати
Нам удалось связаться с непосредственными командирами Иванова. Они считают приговор несправедливым и опровергают версию, что к наказанию экс-полицейского могло приложить руку руководство.«Понимаете, потерпевший был под психотропными препаратами, это те же наркотики, и нанес полицейскому два удара первым! Это однозначно ст. 318 УК РФ. Поэтому Иванов и его напарник вправе были применить в отношении него физическую силу и спецсредства, вплоть до огнестрельного оружия. Это регламентируется Законом «О полиции», – объясняет командир роты ППС МУ МВД России «Серпуховское» Сергей Лапченко.
По мнению Лапченко, даже если и говорить о превышении, то все равно у Иванова был умысел задержать нарушителя, а не избить его, а это разные вещи. Командира удивляет, что обвинение строилось лишь на показаниях потерпевшего.
«За все годы службы у Иванова не было никаких нареканий, наоборот, одни поощрения и награды, он был образцовым полицейским. Все мои коллеги возмущены несправедливостью и суровостью приговора», – рассказывает командир взвода ППС МУ МВД России «Серпуховское» Дмитрий Тюлькин.
Тюлькин оговаривается, что Иванов неоднократно спорил с руководством, но это касалось лишь юридических вопросов. К уголовному делу в отношении Евгения командование, по его словам, отношения не имеет.
из личного архива Евгения Иванова