Опытный профи поставил под сомнение претензии МАК к действиям экипажа, посадившего самолет в кукурузном поле

Безопасность
Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Фото: [Рамиль Ситдиков/РИА Новости ]

Бывший КВС из Подмосковья с 36-летним стажем Александр Романов оценил замечания Межгосударственного авиационного комитета о действиях экипажа, аварийно посадившего Airbus A321 в кукурузном поле под Жуковским. Специалист по безопасности полетов не удивлен тем, что отчет МАК появился в интернете, а на сайте самого комитета его нет. Он это связывает с противоречивостью документа. К тому же претензии были высказаны в адрес пилота Дамира Юсупова, награжденного за спасение пассажиров званием Героя России.

Авторы отчета признают, что главной причиной экстренной посадки было столкновение со стаей чаек и уменьшение мощности двигателей. Но действия пилотов там оценили как «хаотичные и непоследовательные» из-за «психологических особенностей экипажа». Из заключения можно сделать вывод, что пилотов укоряют за недооценку риска столкновения с птицами. Их винят за попытку взлететь, основываясь на формальных инструкциях, тогда как, возможно, лучше было бы прекратить взлет.

«В отчете не видно единогласия членов комиссии, – сказал Романов. – Пернатых мы видим при взлете очень часто и во многом к этому привыкли. Уворачиваться приходилось и от орла, и от огромных перелетных стай. Если мы каждый раз будем прекращать полет, то у нас авиация остановится».

Одна из основных претензий доклада – не убранное при взлете шасси. Якобы из-за него самолет не набрал нужную скорость, а пилоты не смогли выровнять судно. Из бумаг комиссии следует, что экипаж Юсупова приземлился на поле случайно. Пилоты планировали вернуться в аэропорт. По мнению расследователей, это ошибка, ведь безопасно приземлиться с выпущенным шасси практически невозможно.

«У них ситуация развивалась молниеносно, в таких условиях шасси, напротив, могло бы сыграть хорошую службу, – отверг претензию Романов. – Возможно, им пришлось бы садиться на площадку с твердым покрытием. Шасси дало бы амортизацию, и двигатели не цеплялись бы за поверхность».

Из доклада также следуют выводы о том, что экипаж не следил за скоростью, а КВС растерялся и не отпустил педали. В результате в салоне «громко и тревожно» сработала сигнализация. Выключать ее пилоты не стали.

«Отключать ее иногда даже вредно, за ней могут последовать важные указания», – объяснил летчик.

Одно замечание расследователей, с которым эксперт согласен, касается переработок и неотгулянных отпусков. Они могли привести к хронической усталости летчиков. Но по мнению Романова, в случае с посадкой в Жуковском это был второстепенный фактор.