Почти взрослая: пропавшая в Балашихе школьница записала видеообращение с требованием эмансипации

Безопасность

16-летняя жительница Балашихи пропала полмесяца назад. Родители написали заявление в полицию, начался розыск. Только на этой неделе выяснилось, что школьница жива и здорова. В своем видеоролике она объяснила, почему ушла из дома и чего добивается.

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Старшеклассница из Балашихи Алина М. (имя изменено. – Прим. ред.) ушла из дома 13 октября 2020 года и больше не появлялась. Мать и отец девочки догадывались, что ей помогают родственники. Но спустя десять дней родители все же подали в правоохранительные органы заявление на розыск 16-летней дочери.

Мать девочки сообщила полиции, что вечером, накануне ухода дочери из дома, в семье был конфликт. Алина демонстративно отказывалась помогать по дому, делать уроки, уходила гулять со сверстниками. Последней каплей стал эпизод, когда девушка, возвращаясь на такси из гостей, не взяла с собой младшего брата. Когда отец попытался отчитать ее за это, Алина ответила по-хамски и даже накинулась на него. Мужчине пришлось оттолкнуть дочь. После этого девушка собрала вещи и наутро ушла.

БЛИЗКА С ТЕТЕЙ

Однако на днях Алина объявилась сама. Она записала видеообращение, чтобы ее не искали. Оно адресовано больше не родителям, а правоохранительным органам и общественности.

– Я ушла из семьи из-за физического и морального насилия со стороны отца, – пояснила девушка. – Это было неоднократно, я не хочу возвращаться домой из-за угрозы моему здоровью.

Алина на видео спокойна и рассудительна. Девушка опрятно одета. В момент записи видео она находилась в домашнем помещении, интерьер напоминает кухню.

– Я уже имею съемное жилье, – уточняет она. – У меня есть довольствие на еду и одежду. Все это мне обеспечила тетя, с которой я постоянно на связи.

Сестра матери Алины живет в Израиле. Несмотря на расстояние, у той сложились явно доверительные отношения с племянницей. Как выясняется, тетя сразу поставила в известность семью о причинах ухода Алины, о ее жалобах на якобы слишком строгое обращение со стороны отца.

ВСЕМ ОБЕСПЕЧЕНА

Однако родители отвергли все претензии. Также отметили, что у их дочери есть все необходимое. И с этим не поспоришь. Большая семья живет в отдельном доме и ни в чем материально не нуждается. Матери 44 года, она сейчас воспитывает младшего брата Алины, который ходит в 4-й класс. Еще два брата уже взрослые: один – студент, другой – предприниматель. Папа Георгий на 10 лет старше супруги, он водитель в одном из модных дорогих такси. Семья всегда считалась исключительно благополучной и даже примерной.

Однако возвращаться в нее Алина не собирается.

– Я начинаю процесс эмансипации, – говорит она. – Нет необходимости объявлять меня в розыск или насильно возвращать домой.

Девочка уточняет, что через год с небольшим ей исполнится 18, поэтому она считает себя «почти совершеннолетним человеком».

УМНИЦА С ХАРАКТЕРОМ

В школе о побеге своей ученицы из дома узнали от ее израильских родственников. Они попытались объяснить педагогам, что Алине крепко доставалось от отца. Родители употребляли спиртное, и доходило до рукоприкладства. Далекие родственники пытались помирить дочь и родителей, но последние не смогли выстроить диалог.

Учителя несильно удивились случившемуся. Ведь родители были безучастны к школьной жизни и успехами дочери в учебе почти не интересовались. По словам классного руководителя, на родительские собрания мать с отцом приходили крайне редко. При этом о самой Алине педагоги отзываются хорошо. Они отмечают ее склонность к самостоятельности.

– Характер у нее сложный, но уравновешенный,– отметила одна из учителей. – Стабильности результатов в учебе иногда мешает отсутствие прилежания. Но с учителями и одноклассниками она всегда вежлива и сдержанна, хотя во время спора может быть эмоциональна. Любит внимание к себе и уважение со стороны.

Сейчас Алина на постоянной связи с классным руководителем, пытается учиться дистанционно.

ПЛОХАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Ситуацией с Алиной и ее семьей, кроме полиции, занимаются органы опеки и муниципальная Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН).

– Это ненормальная ситуация, – говорит заместитель председателя Московской областной КДН Евгений Здобнов, – Семья не попадала в поле зрения контролирующих органов, поэтому сейчас обвинять родителей, что они истязали ребенка или слишком жестко воспитывали, оснований нет. Семья совершенно обычная, обеспеченная. Условия для проживания ребенка хорошие. На мой взгляд, здесь проявился переходный возраст подростка. У нас был похожий случай в прошлом году и тоже в Балашихе, сейчас есть подобная ситуация в Клину, где проводим проверку, потому что девочка живет непонятно где. Это плохая тенденция, когда дети пишут на родителей заявления, что те их избивают. На самом деле, преследуя свои цели, обвиняют безосновательно.

Алина утверждает, что уже наняла представителя, но на органы опеки он пока не выходил.

Юристы отмечают, что по закону человек, достигший шестнадцати лет, может просить об эмансипации. Она производится по решению органа опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

– Иски об эмансипации со стороны несовершеннолетних – это уже не экзотика, – добавила член Московской областной коллегии адвокатов Ирина Зуй. – Особенно велики шансы на положительное решение, если подросток самостоятелен и имеет не лучшие отношения с родителями. Также у подростка должно быть законченное среднее образование и официальная работа, дающая постоянный доход. Если родители категорически не признают независимость своего чада, то свою взрослость ребенок может попытаться доказать в суде.