Сын застреленного 15 лет назад полицейского из Солнечногорска продолжил дело отца

Безопасность
из личного архива Сергея Минаева

Фото: [из личного архива Сергея Минаева]

25 ноября в Солнечногорске прошел траурный митинг памяти застреленных преступниками сотрудников вневедомственной охраны Виктора Минаева и Андрея Гучкова. Трагедия случилась ровно 15 лет назад, но все эти годы сослуживцы не забывают погибших товарищей. Коллеги и родственники милиционеров рассказали «Подмосковье сегодня» о том, что на самом деле произошло в тот страшный день, а сын Виктора Минаева, 25-летний Сергей, объяснил, почему гибель отца на боевом посту не изменила решения пойти по его стопам.

СНЕГ БЫЛ КРАСНЫМ

Мемориал трагически погибшим милиционерам Виктору Минаеву и Андрею Гучкову установлен возле входа в здание отдела вневедомственной охраны ГУ Росгвардии по городу Солнечногорску. С фотографий, выгравированных на мраморной плите, смотрят серьезные лица двух мужчин. У них разные даты рождения, но дата смерти одна – 25 ноября 2004 года.

Вокруг мемориала в минуте молчания застыли сослуживцы и родственники убитых. В руках – цветы, в глазах – суровая горечь. Пламя зажженной свечи билось на промозглом ноябрьском ветру.

– В тот день тоже было морозно, – после завершения траурного мероприятия вспоминают росгвардейцы. – Уже снег лежал. В месте, где погибли ребята, он был красным.

ВЫСТРЕЛЫ В ТИШИНЕ

25 ноября 2004 года около пяти утра Сергей Минаев и Андрей Гучков патрулировали город. Суточное дежурство подходило к концу. Спокойный объезд, никаких происшествий. Вдруг к их автомобилю начала прижиматься машина такси. Водитель отчаянными жестами просил милиционеров остановиться.

– Таксист сообщил, что возле рынка на улице Дзержинского его пытались остановить двое солдат с оружием, – рассказывает сослуживец погибших сотрудников Сергей Жигульский. – Они показались таксисту подозрительными, и тот не остановился.

Гучков и Минаев отправились проверять информацию. Они увидели, как по ночной улице идут солдаты в форме. В руках у них было по автомату. Милиционеры остановились и спросили служивых, что они здесь делают в такое время. Бойцы ответили, что находятся в патруле – ищут дезертиров, сбежавших из части.

– Ребятам показалось странным, что солдаты находятся в патруле без офицера, это не по уставу, – объясняет Жигульский. – Они вышли из автомобиля, открыли багажник и велели юношам положить туда свое оружие. И в этот момент раздались выстрелы.

Впоследствии патологоанатомы насчитали в телах полицейских по несколько десятков пуль. Сергей Минаев скончался мгновенно, а Андрей Гучков умер в реанимации через несколько часов.

ОТЕЦ НЕ ВЕРНУЛСЯ С ДЕЖУРСТВА

Позже стало известно, что именно эти солдаты и были дезертирами. Братья-близнецы Александр и Дмитрий Опарины, не выдержав жестокой дедовщины, сбежали из части особого назначения «Выстрел», дислоцированной в закрытом военном городке Сенеж.

Расстреляв милиционеров, дезертиры захватили принадлежащий военкомату автобус с водителем и поехали в Дмитров. По пути Опарины взяли в заложники двух девчонок, голосовавших на трассе. В Дмитрове братья захватили частный дом, где укрылись с заложниками. При штурме Александр покончил с собой, а Дмитрий сдался.

– Утром отец не вернулся с дежурства, – вспоминает сын Виктора Минаева Сергей. – Я звонил ему на сотовый, но он не брал трубку. Звонил дяде Андрею, но тот тоже не отвечал. Это уже потом знакомые нам сообщили, что папа и дядя Андрей погибли.

ОТДЕЛ ЗАМЕНИЛ СЕМЬЮ

Тогда Сергею было всего 9 лет. Отец воспитывал его один: в 2002 году мама мальчика погибла. Ее сбила машина. Жена Андрея Гучкова Татьяна пыталась заменить мальчику мать. Напарники дружили семьями.

Выживший Дмитрий Опарин не был осужден. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым. Текст заключения медиков гласил, что «в условиях травмирующей ситуации у Опарина сформировалось психотическое расстройство с симптомами шизофрении». Точно такой же диагноз посмертно был поставлен и его брату.

Сергея, ставшим круглым сиротой, воспитал дедушка по материнской линии. Большую помощь оказывали и коллеги отца. Поэтому никто не удивился, что после школы юноша пришел служить именно туда.

ОБЕЗВРЕДИЛ БАНДУ

– Я с отцом много раз бывал у него на работе, – рассказывает Сергей. – Папа многое рассказывал о службе. Я с детства знал, что буду служить, как и мой отец.

Сергей служит в органах правопорядка уже пять лет. Бок о бок с коллегами своего отца. За это время молодой боец уже успел отличиться и сделать несколько громких задержаний. Вместе с другими правоохранителями он обезвредил банду из семи преступников, ограбивших ломбард в Крюково. Задержал убийцу, забившего до смерти свою мать из-за семи тысяч рублей пенсии.

По иронии судьбы Сергей живет буквально в двухстах метрах от места, где погиб его отец. Здесь, на стене торгового центра, тоже установлена мемориальная доска. Несколько лет назад торговцы добились ее демонтажа. Они мотивировали это тем, что мемориал вызывает негативные эмоции и вообще неуместен на стене магазина. Но сейчас памятную композицию вернули на место.

– К огромному сожалению, наши коллеги погибают и в мирное время. Любой сотрудник и военнослужащий, приступая к службе, присягает на преданность Родине, – сказал начальник ГУ Росгвардии по Московской области генерал-майор полиции Олег Горшков. – Он дает клятву и должен оставаться верным ей до конца, несмотря ни на что. Мы чтим и помним всех наших героев. Не забывать о павших товарищах, не допустить забвения их подвига, заботиться о родных и близких погибших коллег – это наш священный долг.