В Госдуме разрешили находить геолокацию человека сразу после его пропажи

Безопасность
Thomas Warnack/TASS

Фото: [Thomas Warnack/TASS]

По статистике, каждый год в полицию поступает от 45 до 50 тыс. заявлений на пропавших детей. Пропадают без вести и тысячи взрослых. Упростить и ускорить процесс поисков призван новый законопроект, который Госдума приняла в третьем чтении. Оперативные службы смогут находить пропавших людей по местоположению их мобильных телефонов уже в первые часы после исчезновения, не дожидаясь решения суда.

УСПЕТЬ ВОВРЕМЯ

В век высоких технологий, когда каждый ходит со смартфоном в кармане, кажется странным, что заплутавшего в лесу человека ищут «с лучиной». Поиск при помощи геолокации телефона давно известен, но применять его быстро раньше не всегда удавалось. Не были внесены изменения в Федеральные законы «О связи», «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь же в течение суток после пропажи человека полицейский сможет получить информацию о звонках и местоположении его гаджета и только потом уведомлять судью.

Руководитель Ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв рассказал о том, как сейчас налажен процесс поисков. В отделе полиции родственники пишут заявление, заводится материал о без вести пропавшем. Документ отправляется в Бюро специальных технических мероприятий МВД России. Бюро делает запрос и присылает информацию, где обнаружен телефон. При таком раскладе в лучшем случае уходит часа три, в худшем – до суток.

– Волонтеры прибудут на место, в зависимости от удаленности, за два-три часа. То есть в целом к моменту начала поисков на местности должны подоспеть и данные по геолокации, – поясняет Второв. – Затем в течение 24 часов пишется уведомление судье о мероприятии. Получается, у оперативного сотрудника есть 48 часов – и он либо получает решение о продолжении оперативно-розыскных мероприятий, либо прекращает их.

Ожидается, что после принятия нового закона механизм будет действовать еще быстрее.

МИФЫ О ПОИСКЕ

Многие до сих пор верят, что детей ищут на третьи сутки. На самом деле розыск малолетних начинается незамедлительно. Кроме того, некоторые уверены, что если в настройках телефона отключить геопозицию, вы станете недосягаемы для «большого брата». Однако эксперты утверждают: телефон можно обнаружить всегда.

– В сотовой сети есть HLR (домашний регистр местоположения) – модуль, хранящий координаты абонента. То есть вышки знают, где кто находится, и никакие настройки приложений и геолокации в телефоне ни при чем, – объясняет инженер-программист Денис Храновский.

В зависимости от зоны покрытия точность определения иногда достигает 100 м, а иногда – пары километров. Но главное – можно получить вектор поиска, что существенно облегчает задачу поисковиков. Особенно если нет точки входа в лес и неясно, где конкретно в большом лесном массиве находится человек. Поэтому даже точность в полтора километра становится величиной, которая может спасти жизнь.

– Использование геолокации телефона сразу же после поступления заявления о пропаже человека поможет спасателям найти заблудившегося в лесу быстрее, пока у него не началась паника, не закончился заряд телефона, не возникли серьезные проблемы со здоровьем, - говорит председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Елена Казимир. - Это существенно повысит шанс быть найденным.

По словам Елены Казимир, как только просьба о помощи фиксируется в системе «Единой службы спасения 112», информация тут же поступает в лесничества. На помощь заблудившимся помимо лесничих сразу отправляются поисково-спасательные отряды МЧС России, «Лиза Алерт», сотрудники МВД России. В прошлом году тревожный сигнал «Заблудился в лесу» поступал в систему 899 раз, 1200 человек не могли самостоятельно найти дорогу домой. Почти все были найдены спасателями. Всем, кому это было необходимо, оказана первая медицинская помощь. Но 5 человек признаны без вести пропавшими, а еще 5 погибли. С начала этого года на телефон «Единой службы спасения 112» 48 раз обращались за помощью, 65 человек не могли самостоятельно выйти из подмосковных лесов. Все они найдены или самостоятельно нашли дорогу домой.