Ветераны боевых действий рассказали, каким пыткам подвергают пленных солдат

Эксклюзив
Безопасность
Павел Ширшов

Фото: [Павел Ширшов]

В Сети вы можете найти множество всяких «суперсекретных» памяток и инструкций ФСБ, ГРУ и прочих силовых ведомств относительно способов физического воздействия на человека. Рассказываем, действительно ли в них есть доля правды.

Байки из Сети

Иногда для большей убедительности таким материалам придумываются гриф ограничения доступа, многозначный номер и прочие свидетельства их документальности. Однако правда в том, что никакое силовое ведомство, по крайней мере, в наше время, не станет собственноручно документировать факт нарушения закона. Причем, закона самого основополагающего – Конституции.

В конституциях практически всех цивилизованных стран содержится норма, запрещающая «пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание». В частности, у нас это – статья 21 Конституции России, а также статьи 86 и 302 УК РФ, налагающие наказание вплоть до 15 лет лишения свободы за подобные деяния.

Поэтому, как уверили журналиста интернет-издания «Подмосковье сегодня» его осведомленные собеседники, все такие «сетевые» документы – абсолютная выдумка. Тем не менее, в арсенале силовых ведомств всех стран без исключения практикуются способы кратковременного болевого воздействия.  Это не глумливый садизм со всякими продолжительными пытками, типа капающей на темя воды и муравьиных куч. Речь исключительно о скорейшем способе получения информации в полевых условиях, когда на карту поставлено множество жизней против одной единственной.

freepik.com

Фото: [freepik.com]

Решающий фактор – эффективность

Тема эта является крайне чувствительной, если не сказать деликатной, поэтому свидетельства по ней будут исключительно анонимными.

«Сразу отбрасываем соображения гуманности, говорим исключительно об эффективности. Конечно, если у тебя достаточно времени, можно давить на психику без применения физического насилия.  Но если времени нет, то проще прибегнуть к «форсированному допросу», – говорит корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня» Сергей В., ветеран ГРУ ГШ ВС РФ.

Собеседник утверждает, что во всех спецназах мира ведется преподавание методов «экстремального» дознания. Этот курс не предполагает методичек и конспектов, он носит исключительно демонстрационный характер. По его словам, никакая служба не учит палачей и мучителей специальным образом, подобная дисциплина является производной боевого опыта его носителей и преподавателей.

Сергей не является работником правоохранительной структуры, поэтому в его арсенале не звучит слово «задержанный». Он говорит «пленный».

«Чаще всего можно расколоть пленного словесным запугиванием с демонстрацией каких-нибудь сугубо бытовых предметов. Нет, речь не о пресловутых утюгах и паяльниках. Да и откуда они в полевых условиях? Обычно это что-то мелкое, что всегда под рукой», – свидетельствует мужчина.

Ветеран утверждает, что поистине парализующее воздействие на волю к сопротивлению оказывает демонстрация банальных пассатижей, с угрозой перекусить ими носовой хрящ, или напильника – чтобы спилить зубы. Большинство сдается уже на этом этапе, не задумываясь о том, что мучитель элементарно блефует.

pulse.mail.ru

Фото: [pulse.mail.ru]

Региональная специфика

Другой собеседник, Анатолий, несколько десятков лет назад продолжительное время находился в одной из стран Ближнего Востока в качестве военного советника. Он говорит, что в регионе его пребывания на пленных исключительно эффективно воздействовали угрозы, сопряженные даже не с половым насилием, но с половым унижением.

«Например, в скандально известной тюрьме Абу-Грейб пытки заключенных,совершавшиеся американскими солдатами, носили явно выраженный половой характер. С точки зрения практической целесообразности они были абсолютно бессмысленны, поскольку не ставили целью выведать какую-либо информацию, а были лишь элементами садизма. С другой стороны, они абсолютно точечно целили в наиболее уязвимую для мусульманских пленников психологическую особенность», – констатирует Анатолий.

Можно ли подготовиться?

Есть и обратная сторона медали. Если кто-либо умеет и готов «форсированно допрашивать» другого, способен ли он выдержать аналогичный допрос по отношению к себе? Существуют ли на этот счет специальные методы подготовки?

«Технология подготовки агентов в каждом ведомстве является засекреченной информацией. Она предполагает различные психофизические практики, но никогда не является гарантом полного молчания. Настоящая пытка связана  с таким вредом для здоровья, которое невозможно психологически смоделировать. Поэтому существуют способы превентивной самоликвидации», – говорит Сергей.

Собеседник подчеркивает, что как раз на этот счет документальная основа имеется. Называется она «Справкой о готовности к действиям диверсионно-боевого отряда», и как достояние истории уже не носит секретного характера. В перечне снаряжения в нем фигурирует так называемый яд «С» (самоликвидация).

Ранее бывшие и действующие сотрудники МВД рассказывали нашему изданию, пытают ли в полиции.