«Воровское шампанское не открывать!»: ветераны УгРо МО о помощи жителей в раскрытии преступлений

Безопасность
Алексей Мальгавко / РИА Новости

Фото: [Алексей Мальгавко / РИА Новости]

Пока в Министерстве внутренних дел России решают, как поощрять граждан, чьи сведения помогли раскрыть преступления, корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал в Совете ветеранов ГУ МВД России по Московской области и узнал, как бдительные пенсионерки, официантки, подростки-сыщики и отважные девушки в свое время помогали раскрывать грабежи, сажать насильников и убийц и предотвращать кражи.

КАК ПОЙМАЛИ ЛЮБИТЕЛЯ КОНФЕТ

Председатель Совета ветеранов МУ МВД России «Люберецкое» полковник милиции в отставке Михаил Архипов в уголовном розыске с 1974 года. Доверительные отношения с гражданами на своем участке в Люберцах всегда были для него в приоритете. Приходилось находить общий язык и с пенсионерами, и с подростками.

«Начались кражи в столовой, среди прочего пропадают конфеты, – рассказывает Михаил Архипов. – Ведем расследование, все как обычно. Но в это же время в дачном поселке задерживаем группу подростков – повадились яблоки воровать. Конечно, об аресте речи не идет, но провести профилактическую беседу нужно обязательно. Объясняю, что воровать плохо, что и яблоки могут до тюрьмы довести, и в итоге предлагаю: «Вместо того чтобы по чужим огородам лазить, займитесь полезным делом». Объяснил ситуацию, что происходят кражи в столовой, рассказал, где не помешает погулять, осмотреться. А вдруг чего заметят или услышат. Ребята согласились, не прошло и недели, как они мне фантики приносят: «Дядя Миша, вот: нашли на улице Фабричной, дом 6».

Казалось бы, мелочь, но стали узнавать, кто по этому адресу проживает, и появился подозреваемый. А тут еще одна кража как раз произошла. Теперь уже в магазине. И служебная собака опять к этому же дому приводит. В общем, все факты сопоставили и решили вскрывать квартиру подозреваемого, а там уже улик было немерено, так преступника и поймали.

из личного архива

БДИТЕЛЬНАЯ БАБУШКА

«Раскрывали мы тогда убийство, опрашивали возможных свидетелей, – вспоминает Архипов. – Так я познакомился с одной женщиной. Совсем уже старенькая была, ходила с трудом, а по ночам мучилась от бессонницы. Вот она меня и спрашивает: «Можно позвонить вам, если я чего услышу?» Говорю: «Звоните, вот дежурный номер, вот домашний».

Через некоторое время раздается звонок, время – два часа ночи. Слышу в трубке: «Это та бабушка, что брала у вас номер телефона. Помните? Хотела сообщить, что на улице Волковской преступники ломают дверь и лезут в магазин». Я, конечно, благодарю и тут же набираю дежурную часть. Оперативная группа выехала, задержала на месте».

из личного архива

ПОЖАЛЕЛ И ПОПЛАТИЛСЯ

Самое интересное, что доверяли милиции не только добропорядочные граждане, но и те, кого сейчас принято называть маргинальными личностями. Рассказывает председатель Совета ветеранов ГУ МВД России по Московской области полковник милиции в отставке Людмила Исаенко:

«В Пушкинском районе у нас было громкое дело: маньяк выслеживал женщин, насиловал и убивал. На его счету уже было несколько загубленных жизней, единственное, что о нем знали: молодой, высокий мужчина, вроде бы в светло-бежевом плаще. Те, кто с ним ближе столкнулся, уже ничего рассказать не могли, в живых он никого не оставлял.

Я в то время работала в инспекции ПДН, и была у меня подопечная Милка О. Совсем молодая девчонка, лет 16-17, мать у нее пьяница, и дочь пошла по кривой дорожке. Сколько я ее ни воспитывала, толку мало было. Однажды она приходит ко мне и говорит: «Мне кажется, я вчера встретилась с этим самым маньяком». А сама в слезы, видно, что страшно. Но все-таки рассказала.

Оказалось, что она возвращалась с работы поздно и заметила, что за ней мужчина идет, высокий и в плаще. Вокруг никого, и помощи ждать неоткуда. И Мила начала ему рассказывать о своей жизни, умоляла не убивать. А девушка она была красивая, эффектная и как-то, видимо, смогла его уболтать. Отпустил, но пообещал, что, если кому-то расскажет, из-под земли ее достанет.

Проходит какое-то время, и его задерживают, но доказательной базы не хватает, а опознать его никто не может. Я, конечно, сразу к Милке, а она в ужасе. Объясняю ей, что ему высшая мера светит, что бояться нечего, обещаю, что буду рядом все время. Согласилась. Приехали на опознание. Он как ее увидел – изменился в лице, сразу все понял. Так и сказал: «Зря я тебя, дрянь, не убил». Его расстреляли, причем только благодаря ее показаниям правосудие и состоялось».

Владимир Богатырев/РИА Новости

ПОДАРОК С СОСЕДНЕГО СТОЛИКА

Иногда кажется, что преступники сами напрашиваются на арест. Рассказывает Михаил Архипов:

«Был у нас случай: задержали подозреваемого в убийстве, доказательств не было, отпустили. Проходит время, сидим в пивной, и официантка Тамара подходит и говорит, что видела, как мужчина часы снял с подвыпившего клиента, и указала, в каком направлении он ушел. Я звоню участковому, мы на мотоцикле за ним. А это тот самый проходивший подозреваемым по делу о недавнем убийстве. В итоге пошел в тюрьму за кражу, а уже в тюрьме написал явку с повинной об убийстве.

А в другой раз совсем вопиющий случай был. Ужинаем с другом в ресторане, а официант неожиданно подносит бутылку коньяка и бутылку шампанского, мол, вон от того столика. Смотрю, кто там сидит, и понимаю: что-то здесь нечисто. Другу говорю: «Не вздумай открывать», а сам выхожу из зала позвонить. Набираю дежурную часть, узнаю, что в поселке Октябрьском, который как раз был в моем ведении, напали на человека, он в больнице, а его сожительница говорит, что у него 1200 руб. украли. Я говорю: «Вызывайте наряд к ресторану «Урожай», знаю я, где эти грабители деньги тратят». Просто я до этого знал их, вот они и не удержались: захотели таким образом лихость свою воровскую проявить».

кстати

В декабре прошлого года МВД России разработало Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании преступников и предложило его к обсуждению на портале Федеральных проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту полиция сможет объявлять сумму за помощь в розыске преступника или раскрытии преступления, а потом поощрять тех, кто действительно такую помощь оказал. По некоторым данным, сумма может составить от 500 тыс. до 3 млн руб.