Афганистан: 30 лет после ада

Общество
Александр Гращенков/РИА Новости

Фото: [Александр Гращенков/РИА Новости]

Бойцы, прошедшие Афганскую войну, вспоминают, как это было тогда, и рассказывают, как живут сейчас.

15 февраля исполняется 30 лет с того дня, когда советские солдаты покинули Афганистан. Сегодня многие из них живут и работают в Подмосковье, в том числе и герои нашего материала – четверо ветеранов войны в Афганистане, которые теперь тушат пожары, разыскивают людей в лесах, спасают жизни во время чрезвычайных ситуаций. Мы хотели поговорить о войне, но получилось больше о жизни: о письмах с Родины, материнской иконке, песнях и стихах – обо всем том, что помогло пережить суровые времена.

ОБИДНО ПОГИБНУТЬ В ПЕРВЫЕ СУТКИ

Олег Лазарев служил в Афганистане в составе легендарной авиационной группы «Стрижи», участвовал в Параде Победы, выполнял групповой и одиночный высший пилотаж, освоил четыре типа реактивных истребителей, среди которых знаменитый МиГ-29, открыл свой частный летный клуб и летал с Леонидом Якубовичем. Сегодня Лазарев – начальник авиационной службы ПСО № 21 ГКУ МО «Мособлпожспас». На нем лежит ответственность за мониторинг паводков и наводнений весной, снежных заносов зимой, предупреждение лесных пожаров на ранней стадии, воздушные поиски людей, пропавших в лесу.

О службе в Афганистане Лазарев вспоминает, как об обыкновенной работе: не хвастается боевыми вылетами под вражескими обстрелами, не рассказывает об ужасах войны, хотя и признается, что страшно было. Особенно в начале.

– Мы летели к месту службы в Баграм, но сначала должны были сесть в городе Кабуле – отметиться. На подлете к нему заметили зарево на горизонте – думали, гроза, а борттехник нашего самолета усмехнулся: мол, ребята, вы забыли, куда летите? Вы на войне, это не гроза, это бомбежки, – рассказывает Олег. – Сесть в Кабуле мы в итоге не смогли, нас обстреляли. Тогда я впервые испугался: мы ведь даже до места службы не долетели. Обидно вот так погибнуть.

Когда Лазарев уходил на войну, маленький сын ему дал свою игрушку – пластмассового медвежонка.

– Я решил, что это мой такой талисман, и старался никогда с ним не расставаться.

Рассказал Олег и о других приметах. Например, если собираешься вылететь и самолет сломался, то меняешь его на запасной, но если и запасной сломался, то в третий раз лететь уже нельзя ни при каких условиях. Еще одно правило: если тебя два раза сбили, то с боевых вылетов тебя убирают – в третий раз точно не повезет.

ИЗ АФГАНА В ЧЕРНОБЫЛЬ

Сергей Латыговский, главный эксперт медико-психологической службы «Мособлпожспас», сначала отслужил почти 2,5 года в Афганистане, а затем отправился на несколько месяцев в Чернобыль оказывать медицинскую помощь ликвидаторам аварии.

– Помню, как мне предложили ехать в Чернобыль, а у меня вот-вот должна была родиться вторая дочь. Ответил, что как только жена родит, сразу поеду. Практически так и случилось, – рассказывает Сергей.

В Афганистане работать приходилось днем и ночью. С четырех утра отправлять грузы, а днем их принимать да еще строить военно-медицинскую базу. Сергей два года не уходил в отпуск, чтобы закончить начатое.

– Несмотря на ежедневный труд, забыть о том, что идет война, привыкнуть к ощущению страха не получалось, – говорит Сергей, – не давали затосковать хороший коллектив и музыка. Я играл на гитаре, пел песни о Родине и даже сочинил одну про Афганистан.

Из Афгана Латыговский привез домой магнитофон, в Союзе такой достать было невозможно, а также карманный Коран и национальный костюм, который ему подарили афганцы.

ЛЮБИМАЯ ДОЖДАЛАСЬ

Сергей Ундалов работает начальником караула ПЧ-258 Подольского ТУ, занимается профилактикой и тушением пожаров, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, выезжает на дорожно-транспортные происшествия. Из всех наших героев он попал в Афганистан самым молодым – в 19 лет.

– Я человек гражданский, окончил строительный техникум, призвали в армию, и я сразу оказался в зоне боевых действий, – рассказывает Сергей. – Это был 1981 год, и то, что происходило в Афганистане, сильно не афишировали. В газетах писали, что наши солдаты там школы строят и деревья сажают. Только на месте все стало ясно.

В Афганистане Сергей был заместителем командира пулеметно-гранатометного взвода. Его рейдовый батальон сопровождал автоколонны, участвовал в зачистках территорий от врага.

– Мы ощущали такой подъем, сродни революции, мы ведь многого не понимали, но верили, что делаем полезное дело, – говорит Ундалов. – А когда было совсем неспокойно, в голове всегда крутилась мысль: с тобой ничего не случится – что-то вроде самовнушения. Тебя ждут дома родители и девушка, твоя задача – вернуться!

Любимая, кстати, Сергея дождалась и стала ему женой.

МАМИНЫМИ МОЛИТВАМИ

Александр Шмелев – пожарный Шатурского ТУ, окончил Сызранское высшее военное училище летчиков в 80-м году, стал летчиком-оператором вертолета Ми-24, в этой должности и попал в Афганистан в 1987 году. Охранял важнейшие дороги Кабул – Газни, участвовал в захватах и уничтожениях бандформирований, проводил разведку, за службу получил орден Красной Звезды.

– Сколько раз попадал под обстрелы – всегда везло: вертолет всерьез не задевало. Иногда из таких ситуаций выходил – даже не верится, – вспоминает летчик. – Это все молитвы матери меня сберегли. Когда письма от нее получал, такое сильное было ощущение, что волосы на затылке шевелились.

Берегла Александра и материнская иконка, с которой он не расставался. Шмелев вспоминает с грустью, как отправился в отпуск.

– После каждых 100 часов полетов нам полагался отпуск, настал мой черед, а товарищ, который вместо меня заступил, попросил передать подарки жене, – рассказывает Шмелев. – До дома я добирался неделю, приехал к супруге товарища с подарками, а она в слезах – похоронка на мужа пришла.

ДОСЬЕ

Службу в Афганистане с 1979 по 1989 год прошли 620 тыс. военнослужащих, погибли более 15 тыс. солдат и офицеров. 92 человека были удостоены званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года в соответствии с заключенными 14 апреля 1988 года Женевскими соглашениями, а закончился 15 февраля 1989 года.