Аккуратные водители смогут сэкономить на ОСАГО

Общество
Нина Зотина/РИА Новости

Фото: [Нина Зотина/РИА Новости]

Этой осенью Госдума начнет рассмотрение законопроекта об изменении формулы расчета ОСАГО. Планируется, что на цену страхового полиса будет влиять количество нарушений ПДД, стиля вождения, а коэффициенты территории и мощности автомобиля будут отменены. Эксперты рассказали порталу «Подмосковье сегодня» о преимуществах и подводных камнях грядущих изменений.

СКИДКИ ЗА ПЛАВНОСТЬ

Если новые правила будут приняты, страховщики смогут учитывать индивидуальные характеристики водителя и устанавливать собственные коэффициенты. Например, повышать цену на полисы для тех, кто грубо нарушает Правила дорожного движения: проезжает на красный, ездит по встречке, превышает скорость более чем на 60 км/ч. Водителям также могут предложить установить телематические устройства, которые считывают резкость торможения, ускорения, перестроения, частоту и длительность использования транспортного средства. Такое оборудование уже работает в некоторых автомобилях, застрахованных по КАСКО.

Авторы законопроекта полагают, что сегодня добросовестные водители зачастую «субсидируют» хронических нарушителей, и это неправильно.

– Индивидуализация тарифов должна сбалансировать рынок, и в этом смысле она будет выгодна и страховщикам, и аккуратным автовладельцам, цены на полисы ОСАГО для которых заметно снизятся, – говорят в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

– Водителей, которые имеют большой стаж и редко нарушают ПДД, необходимо поддерживать, – считает член Общественной палаты Московской области, руководитель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов. – Законодательная база в этом вопросе у нас достаточно негибкая. Должна существовать прогрессивная шкала поощрений и наказаний. Если водитель имеет возможность платить штрафы каждый месяц, то и за страховку пусть платит больше.

МОТИВАЦИЯ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?

Страховой агент Владимир Комаров высказывает опасения: отмена коэффициентов мощности и территории предполагает введение базовой ставки для всех? Если это будет так, то водители из некоторых, как правило, небогатых регионов и владельцы немощных авто могут оказаться в невыгодном положении.

Руководитель Московского областного отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов считает, что существующий сегодня в системе ОСАГО коэффициент бонус-малус и без того является достаточным инструментом. Этот показатель учитывает, например, стаж водителя, а главное, его опыт участия в ДТП. Ведь нарушение правил не всегда приводит к авариям на дороге. Как и наоборот.

– Нарушителей должно наказывать государство, ГИБДД, – говорит эксперт. – Выгодоприобретателями не должны быть коммерческие структуры. Рост цен на ОСАГО для тех, кто часто нарушает, может привести к тому, что эти люди начнут приобретать поддельные полисы и ездить без страховки.

В случае если виновник ДТП не имеет страховки, взыскивать ущерб нужно через суд как с физлица. И в этом случае наличие полиса у добросовестного и не виноватого в аварии автовладельца не играет для него никакой роли.

Кроме того, наличие штрафов за нарушения и ДТП не всегда связаны. Например, камеры фотофиксации иногда могут ошибаться. А штрафы за превышение скорости приходят на имя владельца авто, а значит, отразятся в его истории. В то время как за рулем в момент аварии вполне может находиться другой человек.

– Законопроект требует серьезной проработки, чтобы стоимость ОСАГО не выросла автоматически для большинства водителей. Полагаю, что очень немногие никогда не получали штрафы от ГИБДД. Культуру вождения надо повышать, но здесь необходимо проявлять гибкость, например, учитывать штрафы только за текущий год. Что касается «грубых» нарушений и «пьяной езды», то за это предусмотрено лишение прав, следовательно, полис ОСАГО такому человеку будет уже не нужен, – прокомментировал инициативу депутат Мособлдумы Иван Жуков.