Бомжем стала жительница Королева, подарившая квартиру любимой племяннице
Не делай добра – не получишь зла: в истории бывшей сестры-хозяйки Королевской городской больницы 63-летней Ольги Егоровой эта поговорка сработала на все сто. Когда-то она оформила дарственную на свою долю в квартире на любимую племянницу. Формально, чтобы в будущем у девушки была «подушка безопасности». Ольга не могла и представить, что в итоге окажется на улице. Корреспондент «Подмосковье сегодня» разбирался в непростой ситуации.
СЕМЕЙНОЕ РЕШЕНИЕ
Шикарную трехкомнатную квартиру в центре Королева на проезде Циолковского родители Ольги, работавшие на одном из заводов, получили еще в середине прошлого века. Именно сюда новорожденную Олю принесли из роддома.
– У меня детей не было, – вздыхает Ольга Егорова. – А мои родители очень любили внучку, дочь моего брата Виктора. Они так прямо мне и говорили, что квартира должна достаться Светочке. А я разве против? Тоже племяшку любила всем сердцем.
В 2008-м семья оформила свое решение. Квартира была приватизирована на троих – Ольгу, ее отца и мать (у Виктора было свое жилье). Все трое сходили к нотариусу и написали дарственные на Свету. Договорились, что все как жили в «трешке», так и будут в ней жить. Отец Светы заверил, что позаботится об интересах младшей сестры.
Но вскоре умер Олин отец. А потом скоропостижно скончался и брат. Мать от горя ослепла. Ольге, работавшей тогда сестрой-хозяйкой в Королевской ГБ, пришлось уйти на пенсию, чтобы ухаживать за ней.
ИСЧЕЗЛИ ГАРАНТИИ
– Мама начала тревожиться, как бы я не лишилась жилья, – вспоминает Ольга. – Видимо, поняла, что со смертью брата исчезли гарантии. Но отозвать дарственные было невозможно.
Мать скончалась в 2013 году. После похорон племянница подала иск в суд о снятии своей тети с регистрационного учета. Суд состоялся заочно, без Ольги. Она узнала о процессе только в 2017 году, когда пришла менять паспорт, а ей не поставили штамп о прописке. Так женщина стала бомжем юридически.
А сейчас она станет бомжем и фактически. На днях вступило в законную силу решение суда о ее выселении из квартиры. Тоже заочное – по словам Ольги, об этом иске она знала, но находилась в такой сильной депрессии, что не нашла силы прийти в суд.
– Я просила Зину, мать племянницы, повременить, – плачет Ольга. – Света в жилье не нуждается, у них трехкомнатная квартира в Москве, дача. А я куда пойду? Но она была категорична. Вчера позвонила и сказала, чтобы я собирала вещи, она пришлет машину, будут выселять.
ПОЗДНО СПОХВАТИЛАСЬ
Примечательно, что все эти годы Ольга исправно оплачивает коммунальные услуги в квартире, где формально не проживает.
Юрист Руслан Столяр уверен: если бы женщина еще на первом судебном процессе наняла бы адвоката, то решение суда было совсем иным.
– Не совсем ясно основание для снятия с регистрационного учета, – говорит юрист. – По закону если лицо лишается статуса «члена семьи» (как это бывает при разводе), то тогда оно теряет и право пользования жилым помещением. В этом случае родственные отношения не прекращены, членом семьи Ольга является, иного места жительства у нее нет. Даже если признать решение обоснованным, Ольга имеет право требовать отсрочки его исполнения для поиска иного жилья.
По словам Столяра, так как Ольга не знала о суде и не присутствовала на нем, есть небольшой шанс на восстановление срока подачи апелляции. И главное – найти договор дарения, потому что в нем, скорее всего, было прописано право бывших собственников на проживание в квартире.
Конечно, родственницы Егоровой могли бы не выгонять ее на улицу, а купить на свое имя ей хотя бы комнатку в общежитии. Но, судя по всему, и такой вариант они не рассматривают.
– Эти вопросы нужно было решать в суде! – отрезала Зинаида в разговоре с корреспондентом «Подмосковье сегодня» и бросила трубку.
– Очень грустная история, – комментирует председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев. – Даже бесплатная консультация юриста мало что даст – судебные решения вступили в силу и сроки обжалования прошли. Единственный вариант – выделение Ольге Петровне временного жилья, при наличии у администрации Королева маневренного жилищного фонда. Для этого пенсионерке нужно обратиться с письменным заявлением на имя главы. Но вообще решение проблемы в том, чтобы найти частицу совести у родственницы женщины.