Чеченцы делились с ним своим пайком: поэт Дмитрий Артис ушел на фронт с батальоном «Ахмат»
Фото: [Из архива Дмитрия Артиса]
Литературная общественность России оказалась в шоке, когда стало известно, что знаменитый поэт Дмитрий Артис отправился добровольцем на СВО. Всем, кто его знает, казалось, что этот абсолютно гражданский, мирный, тонко чувствующий, интровертированный человек и фронт – понятия абсолютно несовместимые. Они ошибались.
МИРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Артис – это литературный псевдоним. Настоящая фамилия Дмитрия - Краснов-Немарский. Он родился в подмосковном Королеве, а сейчас живет в Домодедове. Возглавлял Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ», где выпустил более 30 спектаклей, потом создал в Москве «Театр эмоциональной драмы», для которого написал несколько пьес. В его творческой биографии – несколько поэтических сборников, тирах которых раскупался сразу после старта продаж, он обласкан критикой, много раз становился призером литературных конкурсов.
Сейчас Дмитрию 49 лет. Казалось бы, что делать в грязных окопах человеку, привыкшему к свету литературных гостиных? Почему он решил уйти на фронт?
Сам поэт ответить на эти вопросы не может – он на передовой. Он попросил ответить на них свою подругу, поэтессу Инну Теплову.
- Дмитрий производит впечатление очень мирного, гражданского человека. Как у него появилась мысль уйти на фронт?
- Подавляющее большинство из нас – мирные люди, пока ничто не угрожает самому дорогому и важному. У многих это дорогое и важное – очень разное, как показывают события. Кто-то сатанеет, когда чувствует угрозу своему привычному комфортику, а кто-то готов выпрямиться во весь рост, когда в опасности его Отечество. Дима из той породы людей, для которых самые важные вещи – это не вещи, и он с самого начала СВО чувствовал потребность присоединиться к парням, отстаивающим право русских людей жить в здоровой стране. Просто сложилось далеко не сразу.
ПОВАРОМ НА ФРОНТ?
- Правду ли говорят, что Дмитрия на это толкнули упреки подписчиков, мол, он пишет о фронте, а сам сидит на теплом диване? Можно ли сказать, что Дмитрия «взяли на слабо», что он «повёлся»? Или это был его независимый от мнения окружающих выбор?
- «Слабо», «повелся»… Вы же сами слышите, как низко и глупо это звучит. Простите меня, пожалуйста, за резкость, но если кто-то действительно так говорит, то у этих людей либо не очень хорошо с интеллектом, либо с моральным обликом. Дмитрий Артис, конечно, бывает взрывным и эмоциональным, но не тогда, когда дело касается настолько масштабных, судьбоносных вещей. Более того, те самые подписчики не знали и не могли знать о том, что уже в марте 2022 года он впервые пошёл в военкомат с намерением записаться в добровольцы. С абсолютно твёрдым, взвешенным намерением.
- Почему тогда не сложилось?
- Добровольцем через военкомат не хотели брать по возрасту. Только после третьего настойчивого визита Дмитрия ему предложили пойти либо поваром, либо кладовщиком, но такие варианты он не мог принять. Обратился тогда в ЧВК «Вагнер», но не был допущен до службы особым отделом – литераторов туда не берут ради сохранения конфиденциальности во время и после получения боевого опыта. Хотя по возрасту, уровню физической подготовки и состоянию здоровья Артис им подошёл. А срослось всё в итоге с батальоном «Ахмат», точнее с добровольческим интернациональным формированием «Север-Ахмат».
ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ
- Как отреагировал круг близких и знакомых Дмитрия на его решение?
- Дима, с одной стороны, не скрывал своего желания попасть в зону проведения СВО, но, с другой стороны, сформированное намерение и конкретные свои действия, нацеленные на его реализацию, не афишировал. Поэтому какой-то реакции на то, что он «хочет уйти на фронт», не могло быть. Реакция последовала постфактум, когда Дмитрий решил, что уже можно сделать информацию о его участии в спецоперации доступной. Сначала у его подписчиков был ступор, шок, потом посыпались сообщения и комментарии со словами восхищения и поддержки. Поскольку продолжительное время у него была возможность поддерживать связь только со мной и через меня, масштаб этой поддержки я ещё как могу оценить. И он действительно впечатляет.
- Как он ТАМ? Как переживает тяжести бытия на фронте? Вступал ли он уже в бои?
- Благодаря жизнелюбию и хорошей физической форме, в целом у Димы всё хорошо. Подготовка тоже делает своё дело. Сначала ведь они проходили обучение в Российском университете спецназа, а потом продолжили учиться на позициях. Ни он сам, ни его сослуживцы не жалуются и остаются верны присяге, с достоинством переносят все тяготы и лишения воинской службы.
ОГОГОШ
- Как поэт решает для себя этическую проблему – лишать жизни противника?
- Об этом, думаю, Дмитрий сам поделится по возвращении, о таком мы не говорим. Это личное переживание каждого солдата. Вообще Артис на фронте однозначно ради высшей цели, а в процессе достижения любой цели есть рабочие моменты. И от них никуда не денешься, если понимаешь, что на кону стоит будущее твоего Отечества. Главное суметь остаться человеком, а с этим у Димы проблем точно не будет.
- Рассказывал ли он вам, что для него стало самым тяжелым на фронте? А что, наоборот, стало уровнем поддержки?
- Он никогда не жалуется. Может рассказать, например, что сегодня особенно прохладно и ветрено, или что после караула так и не удалось поспать, но это больше похоже на констатацию факта. Чаще я слышу от него восторги по поводу парней из его взвода, какие они все разные, интересные, необыкновенные мужики, или по поводу природы вокруг. Поддерживает его в первую очередь понимание того, зачем он там, и, конечно, добрые слова и молитвы тех, ради чьей безопасности он сейчас рискует жизнью.
- Какие стихотворения написал Дмитрий на фронте?
- На момент написания этого текста Дима написал и поделился уже более чем десятком фронтовых стихотворений. Начиная с самого первого, в котором рассказывается в том числе и история появления позывного «Огогош» (Называйте меня Огогош, потому что ещё ого-го я), продолжая замечательной колыбельной «Тихо-тихо. Бой прошёл и...», которая уже ушла в народ как песня, и другими отличными стихами. Они выложены в социальных сетях Дмитрия Артиса, и каждое, на мой взгляд, заслуживает пристального внимания читателя, как сам Артис заслуживает нашей гордости за него, пусть ему и «неловко быть в числе героев».
Ранее мы писали о волонтере из Белгорода, который ушел добровольцем на фронт.