Чеканную работу заслуженного художника России разломали и сдали в цветмет в Балашихе

Эксклюзив
Общество
Заслуженный художник РСФСР Аникеев М. К./vk.com

Фото: [Заслуженный художник РСФСР Аникеев М. К./vk.com]

Монументальная композиция Михаила Аникеева «Символ связи» с 1978 года украшала здание АТС в самом центре Балашихи. Она располагалась на торце многоэтажного здания на проспекте Ленина и была заметна со всех сторон. Но по указанию собственника рабочие сняли громадное изваяние со стены, а сварщик распилил железную конструкцию на кусочки. Расправа с огромной чеканкой ввергла в шок жителей и краеведов.

«УЛЫБАЛАСЬ» СО СТЕНЫ

Аллегорический образ женщины-связистки радовал несколько поколений балашихинцев. Демонтаж знакового объекта многих привел в уныние. Одним из первых, кого тронула эта ситуация, был краевед Алексей Галанин. Он лично знал автора композиции, помогал ему как ветерану-фронтовику опубликовать воспоминания.

– Когда увидели, что чеканку сняли со здания АТС, то все были крайне огорчены, ведь к ней так привыкли, – сказал Алексей Галанин. – Все стелы и картины, которые нам оставил Михаил Корнеевич Аникеев, – это гордость нашего города. Его произведения внесены даже во Всемирную художественную энциклопедию всех времен и народов в Лейпциге. И вот для этой гордости поводов становится меньше, исчезает его искусство с наших улиц.

Среди тех, кого возмутил демонтаж железного изваяния, были и работницы историко-краеведческого музея. Искусствовед Евгения Сорочан даже словно извиняется перед художником.

– Когда в соцсети горожане стали массово выкладывать фотографии, как разрезают чеканку, я сразу кинулась к зданию АТС. Сварщик сказал, что Ростелеком продал здание вместе с чеканкой на стене новому собственнику, а тот решил сдать на металлолом, – говорит она. – Каждый день она «улыбалась» нам со стены здания, когда шли на работу в музей... Михаил Корнеевич, мы так и не можем вырасти до такого уровня, чтобы ваши работы не уничтожались. Простите нас.

ПРАВО СОБСТВЕННИКА

Очевидцы сообщили об уничтожении чеканки в управление культуры администрации муниципалитета, однако остановить демонтаж было уже невозможно. Выяснилось, что чеканный рельеф не является историческим памятником, охранной грамоты тоже нет. К тому же рабочие ссылались на якобы аварийное состояние композиции.

– Собственником здания № 26 по проспекту Ленина является компания «Ростелеком», – сообщили в пресс-службе администрации городского округа Балашиха. – Решение о демонтаже чеканки «Символ связи» заслуженного художника Аникеева было принято именно собственником. Обращений, уведомлений от Ростелекома о намерении произвести демонтаж композиции в 2020 году в администрацию Балашихи не поступало.

В самой телекоммуникационной компании на наш запрос ответили, что в курсе ситуации, но ее не комментируют.

– И действительно, когда совершена заведомая глупость, подобрать нужные слова трудно, – отмечает краевед Галанин.

Между тем горожанам остается лишь оплакивать потерю. По мнению сотрудницы историко-краеведческого музея Евгении Сорочан, случившееся – это продолжение того, что происходило в 1990-е, когда новыми хозяевами уничтожались произведения искусства, из которых нельзя было извлечь прибыль.

– Эта чеканка – лицо города, его главной улицы – проспекта Ленина, элемент идентичности Балашихи, – подчеркивает Сорочан. – Ее было видно со всех сторон, в том числе просматривалась с берега Пехорки, мимо нее в советские годы ходили демонстранты. Это чисто советский монументальный образ женщины с длинными волосами. Отсутствие статуса не означает, что не ценное. Автор – выдающийся художник, признанный у нас и за рубежом, Аникеев наш земляк. В этой уникальной работе проявился его авторский стиль. Такое никто не сможет повторить.

Искусствовед указывает на монументальный характер работы Аникеева. Она крепилась на уровне 4–6-го этажей АТС и весила порядка 20 тонн. Площадь изображения – более 100 кв. м.

ВТОРОЙ ПОСЛЕ МУХИНОЙ

Утрачен сам объект, но сохранилось видео, где покойный заслуженный художник России Михаил Аникеев сам рассказывает о «Символе связи». Мастер объясняет, что он второй после знаменитой Веры Мухиной, кто работал с нержавейкой.

– Она гудит на ветру и переливается на солнце, как будто движется, – описывал автор. – Именно на солнце должен возникать целостный зрительный эффект. Это аллегория связи. Женщина, сидящая со стрелами, которые полетят в небо. Это связь между небом, космосом и землей…

Михаил Аникеев пояснил разницу между методом Мухиной и своим. Легендарная скульптор сваркой делила листы нержавейки, а он, напротив, их вырезал, «как портной», а уже потом сваривал фрагменты.

На ситуацию откликнулись и прямые потомки художника. Случившееся они называют актом вандализма, за который никто не ответит.

– Такие случаи уже были. Канул в Лету внутренний дизайн ресторана «Радуга», – говорит внучка художника Дарья Аникеева. – Также были уничтожены его же горельефы бань на улице Флерова, мозаика на местном стадионе, которую просто сгрузили в коробки, – все в одном и том же городе, почетным гражданином которого являлся Аникеев Михаил Корнеевич. Слава богу, дедушка не дожил до этого варварства.

РАБОТЫ СОХРАНИЛИСЬ

Член Общественной палаты Московской области, архитектор Илья Заливухин отметил, что знал здание в стиле «советский модернизм», и оно ему нравилось,как и большинству жителей Балашихи.

– Очень жаль, что его демонтировали. Но к таким вопросам необходимо подходить юридически. Для этого существует процедура определения статуса памятника монументального искусства. Жители, активисты, автор и его наследники вправе обратиться за государственной защитой такого объекта. Но этого никто не сделал. Если есть статус, то смена собственника не влечет разрушение, это обременение. За сохранностью следит уже уполномоченный орган исполнительной власти Московской области.

Подчеркнем, что всего два месяца назад в Балашихе состоялась выставка, посвященная 95-летию Михаила Аникеева. В экспозиции представлено 119 работ мастера. Проект под названием «Жизнь творца XX века» был концептуально привязан к 190-летию города, 75-летию Победы, а также представляет творчество художника в пространстве города.

Благо в Балашихе осталось еще немало интересных уличных работ Аникеева, радующих глаз жителей. Цветная настенная роспись «Девочка в голубом платье с голубями» украшает здание на улице Парковой в центре. Другая композиция – «Капитаны у руля» – сохранилась на Советской улице. Там же, на Советской, есть композиция «Дельфины». Правда, ее не видно под металлопрофилем современного фасада МФЦ. Также мозаика «Советский спорт» частично сохранилась на территории спортклуба «Балашиха».