Депутат Мособлдумы и другие эксперты о том, можно ли уравнять официальный и гражданский браки

Общество
Александр Таран/ТАСС

Фото: [Александр Таран/ТАСС]

В начале недели член Совета Федерации ФС РФ Антон Беляков вынес на рассмотрение коллег скандальный законопроект, цель которого – уравнять официальный брак и сожительство. Если документ будет одобрен, в Семейном кодексе появится понятие «фактические брачные отношения». Что за ним стоит, можно ли насильно женить людей, которые не желают расписываться, а также чем чревато такое нововведение, корреспонденту «Подмосковье неделя» рассказали эксперты.

БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ

Согласно законопроекту, если мужчина и женщина прожили вместе пять лет, вели вместе хозяйство, делали общие траты, их отношения автоматически приравниваются к браку. Если у пары к тому же есть общий ребенок, фактические брачные отношения наступают уже через два года совместной жизни. Последствия у такого союза будут самые что ни на есть официальные: при расставании одна из сторон сможет претендовать на половину совместно нажитого имущества. Как отмечает сам Беляков, его законопроект появился на свет благодаря печальной статистике: в 2016 году в России было зарегистрировано рекордно низкое количество браков за последние 20 лет. А раз люди не желают жениться, следует их подтолкнуть.

Не согласен с эпатажным законопроектом председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев:

– Я против этой инициативы, так как она нивелирует значение института брака. А укрепление института семьи – одна из основных проблем государства. Если узаконить сожительство, то тем самым мы дадим развитие институту, в котором отношение к рождению детей негативное.

Эксперт напоминает, что сегодня в Московской области тратятся огромные деньги на развитие института семьи: строятся перинатальные центры и роддома, в том числе по поручению президента России Владимира Путина. Нужно максимально снижать возраст, когда женщины начинают заводить детей. А для этого в регионе следует популяризировать институт официального брака.

В нежизнеспособности идеи уверена и директор ГБУ Московской области «ЗАГС-Сервис» Анастасия Точилина. По ее словам, сейчас система построена на укреплении авторитета и престижа семьи. А законопроект Белякова разрушает понимание брака, традиции России и семейный уклад.

Светлана Спирина/ТАСС

ЭФФЕКТ РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ

Отрицательно отнесся к законопроекту и юрист Юрий Воробьев. У него многолетний опыт участия в судебных делах как семейного юриста, включая дела по разделу совместно нажитого имущества.

– Считаю, что нормы указанного законопроекта кроме лишних проблем, правового хаоса и сутяжничества для граждан ничего не принесут. Во-первых, дать четкое определение, что значит совместное проживание и ведение общего хозяйства, практически невозможно – сколько людей, столько и вариантов. Например, у мужчины есть две женщины в разных городах, которые не знают о существовании друг друга. Он живет какое-то время с одной, затем с другой в течение одного и того же месяца, года и т.д. Живет на две семьи, не зарегистрировав брак ни с одной из них по взаимному желанию. Далее возьмем такую же ситуацию, когда с одной из женщин у мужчины зарегистрирован брак. Что произойдет, если хотя бы одна из женщин решит поделить совместно нажитое имущество? Делить придется все, что они нажили, на троих! Законопроект фактически уравнивает законный брак с сожительством, а значит, в итоге пострадают невиновные, которые и знать не знали о существовании друг друга, – размышляет эксперт.

Третий пример, нередко встречающийся в практике юриста, когда семейная пара, не расторгнувшая брак по каким-либо причинам, уже много лет живет раздельно в разных городах или странах с новой второй половиной. По словам Воробьева, даже представить страшно, что будет, если один из них решит заявить о своих правах на совместно нажитое имущество другого сожителя или супруги.

– Принятие этого законопроекта вызовет эффект разорвавшейся бомбы и загрузит и так задыхающиеся от количества дел суды, – уверен эксперт.

Марина Бегункова/ТАСС

БРАК – ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

Юрий Воробьев не согласен с тем, что законопроект способен защитить интересы незащищенных. Ведь если пара не регистрирует официальный брак, значит, это для обоих не существенно. Нечестно лишать права выбора людей и навязывать всем один вариант поведения.

Несправедливы, по его словам, и разговоры о незащищенности детей в семьях без штампа в паспорте.

– При рождении совместного ребенка пары, живущие в незарегистрированном браке, как правило, вписывают в свидетельство о рождении ребенка и мать, и отца. Если отец признал ребенка и дал свое согласие на запись об отцовстве в свидетельство, то ребенок не является ущемленным: мать имеет право требовать алименты, несмотря на незарегистрированный брак. Если фактический отец не признает отцовство, существует давно отработанный порядок его признания, – объясняет юрист.

По мнению эксперта, принятие законопроекта внесет больше вреда, чем пользы в уже устоявшиеся имущественные и семейные отношения. Ведь никто и ничто не мешает людям оформить свой брак в органах ЗАГС, если на то есть воля и желание сторон.

Гражданский брак живет четыре года

По данным опросов, средний срок жизни гражданского брака – четыре года. Дальше отношения «выдыхаются». Дети, рожденные в гражданском браке, значительно повышают шанс того, что их родители распишутся. Как отмечают эксперты, браки, заключенные после нескольких лет совместной жизни, в 30% случаев сохраняются надолго.