Дом Романовой: жительница Подольска стала матерью 50 детей

Общество
Из личного архива Лилианы Романовой

Фото: [Из личного архива Лилианы Романовой]

В жизни 61-летней Лилианы Романовой большое значение играют цифры. Ее старшему сыну 40 лет, младшему – всего два. Семерых детей она родила сама, одиннадцать взяла с улицы, остальные – приемные. Сейчас в ее квартире живут 13 детей с тяжелым прошлым. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал в гостях у необычной семьи.

ГОСТЕПРИИМНАЯ СЕМЬЯ

Живет большая семья в Подольске недалеко от станции Силикатная, в пятикомнатной квартире. Романовы получили ее в 2007 году от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Вместе с ними проживают три собаки, две кошки, крыска, кенар Чуча, попугай Петруша, 11 улиток ахатина и утка Люсинда (ее многодетной семье подарил знакомый фермер).

Мы сидим в комнате, где спит Лилиана, и я гляжу на стену с фотографиями улыбающихся молодых людей. Все они когда-либо жили в доме Романовых. Можно и не считать, их точно 50. Каждый – трагедия и человеческая история. Лилиана указывает на фото мальчика в очках:

– Это Лёнчик из Брянской области, 16 лет, инвалид по зрению. В детстве пьяная мать ударила его головой о батарею. У ребенка стал слепнуть один глаз – атрофия глазного нерва, сейчас мы пытаемся спасти второй. На лечение нужна большая сумма.

Лилиана вздыхает и переводит взгляд на другой снимок.

– А вот Егор, учится на четвертом курсе Подольского колледжа. Страдает эпилепсией. У него уже своя квартира в Климовске. Да только начинать самостоятельную жизнь не спешит. Говорит, скучно будет одному.

БЫТЬ МНОГОДЕТНОЙ НЕ ПЛАНИРОВАЛА

Она показывает на фотографии родных детей (их семь) и говорит, что становиться многодетной не планировала. С первым мужем разошлась после того, как родился Костя. Во втором браке у Лилианы родилось еще четверо детей, и все бы хорошо, но муж стал выпивать… А она всегда отличалась боевым нравом, работая в милиции. Терпеть это не стала!

В начале девяностых во время службы в дежурной части 2-го городского отдела милиции она встретила третьего мужа Владимира. На тот момент ему было 23, а ей 35. Володя был оперуполномоченным. А Лилиане доставались семейные драки, трупы, раскрытие преступлений по горячим следам.

– Я понимала, что хочу помогать сложным детям с улицы. Окончательно приняла это решение, когда в конце восьмидесятых на вокзале купила бездомному ребенку булочку, а уже вечером узнала, что он погиб в результате несчастного случая, – продолжает Лилиана.

В 1995-м родились еще две дочки. Лилиана, глядя на своих счастливых малышей (к тому времени их было уже семь) и беспризорников, живущих на улице, чувствовала сильный диссонанс. В 1996 году коллеги из патрульно-постовой службы попросили ее приютить на время 14-летнюю девочку.

– Пока мы думали, куда ее устроить, Вирджиния уже стала называть меня мамой. И мы поняли, что полюбили этого подростка и уже никуда не отдадим.

А потом в вечерних разговорах за чаем она осторожно расспросила девочку о ее прошлом. Сначала в роддоме от нее отказались родители, затем приемная семья. Тогда Вирджиния нашла свою биологическую маму и стала жить с новой семьей, но отчим стал ее домогаться, а мать во всем обвинила ее.

– Повзрослев, дочка вышла замуж, родила Вовочку. Сейчас она живет в Сургуте, часто нам звонит, – говорит Лилиана. – В 2002 году я стала принимать детей официально, то есть по договору о приемной семье, или под опеку.

ГЛАВНОЕ – ДИСЦИПЛИНА

Напомним, что сейчас в квартире Лилианы живут 11 несовершеннолетних детей и двое ребят, находящихся под патронатом. Спрашиваю, как вам удается справляться со всеми?

– Важно следить за порядком, – делится опытом Лилиана. – У меня есть блокнот-напоминальник, в который я заношу свои планы на завтра-послезавтра. Если бы не он, я ничего не успевала бы тогда сделать.

Сейчас у Романовых одна комната принадлежит девочкам, еще три – мальчикам. Папа живет с мальчиками, так как один ребенок страдает лунатизмом.

– В девять я отключаю интернет, в десять – отбой. Нужно соблюдать порядок, или мы с ума сведем соседей. Мы шумные, веселые, им тяжело от нас, – перечисляет Лилиана. – Если б у нас был дом на природе, то было бы, конечно, легче. Мы дети мегаполиса: у нас нет ни огородика, ни дачи.

У семьи на всех один компьютер. Лилиана говорит, что во время самоизоляции приходилось тяжело: дети «ходили» на уроки в телефонах. Периодически семья проводит субботники, убирают двор и сажают деревья. А еще занимаются волонтерством, устраивают семейные спектакли, посещают театры…. Все это, по мнению Лилианы, элементы воспитания, так необходимого заброшенным детям.

НЕ ПЕРЕЧЕРКНУТЬ

Лилиана рассказывает о своих повзрослевших детях. Маше 36 лет, замужем за оператором Мосфильма, работала в налоговой инспекции. А Ксюша хотела поступить на прокурора, закончила обучение банковскому делу, но стала работать в ресторане поваром. Вышла замуж, родила дочь, изучает профессию шоколатье.

Марине 27 лет, она живет в Одинцово, работает фотографом. В 2010 году она попала в семью Романовых также «с улицы»: ее привез из Москвы старший сын, нашел в сквере.

– В подростковом возрасте я потеряла эмоциональную связь с мамой. Жить с ней стало невозможно, – вспоминает девушка. – Если бы я не попала к маме Лилиане, то пропала бы как человек.

Еще один «ребенок» Романовых – 30-летний Сергей Кузнецов, который основал волонтерское движение «Единство» (наша газета писала про него в феврале). По словам Лилианы, он стал заниматься благотворительностью сразу после того, как получил квартиру в Красково.

– Я часто приезжаю к маме пообщаться и всегда прислушиваюсь к ее советам, – утверждает Сергей.

Лилиана знакомит меня с двумя братьями и шепотом поясняет: «Когда они попали в семью, все время дрались и кричали. А сейчас успокоились». Все выросшие 39 детей получили образование, все имеют свое отдельное благоустроенное жилье. Романова – бабушка 12 внуков. Некоторые даже поменяли имена и фамилии – хотят забыть прошлое.

В 2008 году Владимир и Лилиана были награждены Знаком губернатора Московской области «За полезное». В 2013 году семья стала победителями международного конкурса от газеты «Комсомольская правда» и Благотворительного фонда «Поколение» А.В. Скоча «Родительский рекорд – 2013». В 2017 году за материнский подвиг Лилиана Романова получила ежегодную общероссийскую премию «Щит и роза».

– Каждому ребенку нужны внимание и любовь родителей, - говорит член Общественной палаты Московской области Николай Ханин. - Нужно быть особенно чутким, когда берешь ребенка из детского дома. У меня есть многодетные знакомые, где мама старается дать детям необходимую любовь. Когда приемный родитель берет ребенка, он понимает, что должен обеспечить ему достойную жизнь и дать море любви.