Эксперты оценили идею Милонова ввести психоцензуру детских игрушек

Общество
Валерий Шарифулин/ТАСС

Фото: [Валерий Шарифулин/ТАСС]

Любопытную идею на днях озвучил зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов. Депутат предлагает ввести сертификацию игрушек на предмет безопасности для психики детей. Цензурой мог бы заниматься новый комитет, состоящий из психологов, педагогов и родителей. Узнаем у подмосковных специалистов, как они относятся к этой инициативе, как сегодня проверяют игрушки и почему детям все чаще стали приходиться по вкусу весьма уродливые образы.

УПРАВА НА ХАГГИ ВАГГИ

«У нас книжки самого ужасного содержания маркируются «18+», а на игрушках ставить «18+» нелогично – они все для детей. Мне кажется, что все товары игрового толка, которые у нас продаются, должны получать сертификат некоего соответствия. Проверить его наличие можно будет по бирке с QR-кодом, который переводит на портал, где подтверждаются критерии безопасности», – отметил Милонов.

Идея пришла к депутату под впечатлением от персонажа Хагги Вагги. Это такой герой компьютерной игры, у которого синяя шерсть, расплющенная голова и зловещая улыбка, обнажающая два ряда острых зубов.

«Конечно, неподготовленная психика и взрослого человека не выдержит вида этого чудовища. Даже Снежный человек на его фоне – настоящий симпатяга. Но у современных детей сейчас совсем другие критерии красоты. Для них облик Хагги Вагги – не отталкивающий. И продавцы это знают, поэтому метровая фигурка этого отвратительного на первый взгляд существа стоит от 2 до 3 тыс. руб. Она теснит по популярности пушистые авокадо и даже такую милую особу, как Утя из ТикТока», – говорит психолог из Дубны Ангелина Светлова.

Почему же у дошколят и школьников появилась такая тяга к неприглядным персонажам? Дело в том, что 10 лет назад создатели мультфильмов изменили стандарты красоты. За феями Винкс популярностью стали пользоваться куклы серии «Монстр Хай», например.

«Куклы с ярко выраженными дефектами диктуют нам новую моду. Наше поколение выросло на Барби. А это параметры 90/60/90, высокий бюст, ноги «от ушей» и очаровательная улыбка. Наши же дети предпочитают пупсов с заячьими или эльфийскими ушами, длинными хвостами, шрамами и болезненным цветом кожи. Для них это красиво. Вы скажете: «вурдалак, монстр, зомби», а они воскликнут: «Да милашка просто!» Еще в мультиках мы все чаще видим диковинных зверей и людей, которых миксуют между собой как хотят. Идея, конечно, стара – ее взяли за основу еще древние греки, создав кентавра, но сейчас фантазия мультипликаторов в погоне за зрителем просто бьет ключом», — говорит дизайн-разработчик из Павловского Посада Лора Корбус.

ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Есть ли какая-то психоцензура для игрушек сейчас? Нет, отмечают эксперты: они проверяются только на физическую безопасность. Все, что связано с дизайном, дается на откуп производителям и оценивается покупателями по принципу «нравится – не нравится».

«Нужна ли цензура, которую предлагает Милонов, сложно сказать. Детскую психику эти уродства не травмируют. Другое дело, что в подростковом возрасте ребята уже хотят переносить все кукольные дефекты на себя, становиться сказочными персонажами. Иногда от этой инфантильности идет тяга к пирсингу, тату, яркому цвету волос и различным косметическим операциям», — продолжает Ангелина Светлова.

КСТАТИ

Особенно тщательный контроль проходят товары для малышей до трех лет. Их проверяют на устойчивость к слюне и поту, прочность корпуса, наличие мелких деталей, испытывают «на захват» (смотрят, можно ли игрушке оторвать глаз или нос) и так далее.

«Об этой инициативе я получила огромный отклик от своих подписчиков. Многие приветствуют эту идею, но как может быть организована работа такого комитета, пока сложно сказать. Ведь поток детских игрушек огромен», — сказала уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.