Кислый вкус блюда в ресторане объясняют его экзотичностью: что делать?
Фото: [Павел О.]
Житель Орехово-Зуева Павел недавно попал в неприятную ситуацию: заказал доставку нескольких блюд в ресторане, а когда их привезли, обнаружил, что кукурузный суп по всем признакам не свежий. Менеджер заведения настаивал, что «Кон кани куриму супу» из китайской кухни просто имеет необычный вкус. Разгорелся спор. Рассказываем, чем все закончилось и как быть, если из-за экзотичности блюда сложно доказать, что оно плохого качества.
«ТАК ЗАДУМАНО»?
Кукурузный суп в известной сети азиатских ресторанов Павел пробовал и раньше. Говорит, ничего специфического не замечал: суп-пюре был сладковатым на вкус, что логично для блюда из кукурузы. В этот раз изделие выглядело, да и пахло, необычно.
– Запах был кислый, на вид суп был жиже обычного, – отмечает мужчина. – после двух ложек у меня начал урчать живот.
Менеджер сети сначала объяснил, что суп – экзотический, так что вкус у него необычный – «так задумано». Но клиент продолжал стоять на своем, используя убедительную фразу «обращусь в Рос-
потребнадзор». Вскоре перед ним уже дымилась новая порция супа, абсолютно нормальная на вкус.
ОБРАЗЦЫ С ТАРЕЛКИ
С тем, что понятие «вкусно» субъективно, согласна и начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области Надежда Раева. Но проверить качество блюда из ресторана нетрудно, причем никакие «образцы» с тарелки для этого сохранять не нужно – достаточно реквизитов заказа, которые есть, например, на чеке.
– По этим данным специалисты устанавливают время производства блюда и время доставки, – говорит Раева, – сверяют результаты со сроком годности. Его производитель устанавливает сам, он фиксируется в технико-технологических картах и других документах предприятия.
Так что, если решили обратиться в Роспотребнадзор, сохраняйте чек или электронную переписку с «рестораторами». Само блюдо можно даже выбросить: в ведомстве не принимают на проверку продукты от частных лиц, в том числе чтобы защитить предпринимателей от так называемого «потребительского терроризма».
Другое дело – частная экспертиза. В этом случае ложка сомнительного супа пригодится, отмечает председатель общества по защите прав потребителей «Содействие» Сергей Чесноков из Люберец.
– Экспертизу лучше сделать сразу, блюдо может испортиться, – говорит эксперт. – Стоить исследование будет около 3–5 тыс. руб.
Обычно, конечно, ресторанам выгоднее заменить клиенту блюдо, чем продолжать спор.
– Потребитель может сообщить в Роспотребнадзор не только о вкусе блюде, но и его весе, – добавляет юрист Алексей Маленков.
По его словам, пожаловаться можно также на отсутствие каких-либо ингредиентов, которые указаны в составе блюда в меню.
ДЕЛИКАТЕСЫ ИЗ КВАРТИРЫ
Надежда Раева отмечает: при заказе готовых блюд через интернет или по телефону существует другой риск – может оказаться, что никакого кафе на самом деле не существует. А ваш заказ готовят на обычной домашней кухне.
– На сайте может быть указан случайный адрес, а иногда там вообще нет других данных, кроме телефона и электронной почты, – говорит представитель областного Роспотребнадзора. – Клиенту заказ привозят в обычном пакете, без фирменной упаковки, иногда отправляют с таксистом. Таких случаев немало. И тогда, если возникнут проблемы, сначала надо разбираться, откуда взялась эта продукция.
Чтобы избежать подобного, лучше брать контакты для заказов в самих ресторанах или пользоваться проверенными сайтами. Тогда, в случае чего, будет кому предъявить претензии.
– Покупатель может обратиться в Роспотребнадзор, рассказать, где и когда сделал заказ, что его не устроило. Мы проведем проверку в рамках законов о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ и о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, – отмечает начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области Надежда Раева.