Фефекты фикции: логопед из подольского Центра развития ребенка стала воспитателем года
Фото: [из личного архива Евгении Зюзиной]
В следующем году Евгения Зюзина из Центра развития ребенка – детсада № 11 «Рябинка» будет представлять Подмосковье на федеральном конкурсе педагогического мастерства. Об авторских разработках и о том, как превратить свою работу в праздник, лучший воспитатель региона рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня».
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Решение об участии в конкурсе «Педагог года Подмосковья – 2018» было коллегиальным – Евгению поддержали руководители и коллеги из детского сада. Областной этап показался победительнице сложным, так как был максимально приближен к условиям всероссийского конкурса.
– Этот этап проходил в Орехово-Зуеве в течение двух недель, – говорит Зюзина. – Было очень тяжело психологически понимать, что ты «не дома». Но организаторы очень бережно и заботливо к нам относились – наставляли, поддерживали. Сейчас Евгения активно готовится к конкурсу «Воспитатель года России – 2019», на котором она будет представлять Подмосковье на федеральном уровне. Впереди у Зюзиной еще много работы – разработка персонального сайта, повышение квалификации, доработка авторской методики, публикации педагогического опыта, проведение открытых занятий и мастер-классов на муниципальном и областном уровнях и многое другое. Но Евгению это не пугает.
– Устать можно от чего угодно, – говорит она. – Я считаю, что более опасна не физическая усталость, а психологическая. Есть такой термин «эмоциональное выгорание». Из своего опыта могу сказать, что справиться с таким состоянием мне помогает в первую очередь посещение храма, где можно восстановить душевные силы. А физические силы предпочитаю восстанавливать на любимой даче и семейных велопрогулках.
ГНОМИКИ В ДОМИКЕ
Евгения продолжает династию педагогов. Ее мама Елена многие годы работала в детском саду и прошла путь от помощника воспитателя до помощника заведующего. Евгения благодарна своей маме за то, что когда-то она подсказала дочери выбрать профессию воспитателя.
– Самое приятное в моей работе – видеть результаты своих трудов: праздновать вместе с ребенком «День рождения нового звука», получать от него в подарок рисунки, которые потом хранишь на память, протягивать ему руку и знать, что он хочет идти за руку именно с тобой, общаться с благодарными родителями, которые готовы доверить тебе не только первого, но и второго ребенка, – говорит Зюзина.
Евгения окончила Московский государственный областной университет в 2007 году по специальности «Учитель-логопед». Она точно знает, что воспитатель – это ее призвание.
– Я часто замечала за собой, что, когда использовала готовые игровые или дидактические пособия, хотелось в них что-то поменять, – говорит воспитатель. – Я постоянно хочу создавать что-то новое. Раньше я делала пособия своими руками или мне помогали мои близкие. Например, моя авторская разработка – демонстрационное пособие «Гномики в домике» – это наш семейный труд: я придумала идею, мама сшила чудных гномиков, а муж делал домик. Принцип игры – развитие навыка звукового анализа слов, обучение грамоте. Сколько звуков в слове, столько гномиков в домике. Гномики означают гласные (красные) и согласные (синие) звуки, домик для них – это само слово.
РЕБЕНОК – ЗЕРКАЛО РОДИТЕЛЕЙ
Евгения считает, что основа правильного воспитания – личный пример родителей. Поведение детей напрямую зависит от поведения папы и мамы.
– Любой значимый для ребенка взрослый оказывает огромное влияние на формирование правил и норм поведения малыша, развитие основных черт его характера, привычек, речевых навыков, – говорит Зюзина. – Например, если родитель задумывается о правильном воспитании своего ребенка, то не нужно оправдываться занятостью и усталостью или скидывать этот груз на плечи воспитателей и руководителей многочисленных кружков раннего развития. Нужно решить, что он сам может дать своему ребенку, приложить усилия для организации совместного полезного досуга. И результат не заставит себя долго ждать.
Специалист советует родителям внимательно относиться к «капризам» детей и не мешать им принимать первые самостоятельные решения.
– В своем индивидуальном развитии ребенок очень рано начинает проявлять активную жизненную позицию, первый кризис у детей трех лет называется «Я сам!», – говорит лучший воспитатель области. – Часто родители воспринимают эти проявления как капризы, раздражаются, выражают агрессию и пытаются убедить ребенка в своей правоте. Но это первые самостоятельные решения малыша! Например, «хочу одеться так, а не иначе», «хочу гулять именно здесь», «выбираю такую игрушку, а не другую». Не нужно отвергать его мнение полностью, списывая все на упрямство, а попытаться прислушаться и объяснить его выбор.
Елена Зюзина отмечает, что застенчивые и стеснительные дети чаще встречаются у тревожных родителей, которые «задавливают» их гиперопекой и дают готовые инструкции.
– Застенчивость детей можно связать с плохой речью, когда ребенок не владеет достаточными средствами коммуникации с окружающими, – говорит логопед. – В этом случае необходимы дополнительные занятия со специалистами.
– Ежегодно в Подмосковье определяют лучшего учителя и воспитателя, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Например, конкурс «Учитель года» проводится с 1990 года, за это время в нем приняли участие более тысячи педагогов. Все участники проходят строгий отбор на школьном, муниципальном и региональном этапах. Лучших определяют экспертные комиссии, фактически само педагогическое сообщество. Победители конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года» получают по 300 тыс. руб., а лауреаты – 150 тыс. руб. Это хорошая оценка их трудов и серьезная мотивация для их коллег.