Фотограф из Коломны уверена, что с годами люди становятся более фотогеничными
Фото: [Татьяна Соловьева/vk.com]
Татьяна Соловьева – автор выставки «Мгновения жизни», которая посвящена старшему поколению. Жители Подмосковья, которые видели ее работы, сошлись на том, как точно передано настроение пожилых людей. О черно-белой гамме и привычке смотреть по сторонам с фотографом поговорил корреспондент «Подмосковье сегодня».
СВОБОДА ПОЗ
«А что вы во мне нашли?» – так обычно реагируют пенсионеры на предложение сфотографироваться. Работая журналистом, Татьяна Соловьева стала замечать, что ее любимые кадры – с детьми и стариками.
– Они не позируют и не играют на камеру, – объясняет она. – А если и позируют, то позы непринужденные. Естественные эмоции, лица отражают внутреннее состояние. С молодыми труднее: они знают свои лучшие стороны и стараются принять заученные положения.
Во время съемок пожилые модели не прочь поговорить. Их рассказы дают девушке с камерой возможность лучше понять внутренний мир своих героев. Дедушка-голубятник приглашал Татьяну собирать урожай яблок в его саду. Ударница труда, выйдя на пенсию, стала опекать окрестных кошек. Другая бабушка, рассказывая о своем старом доме в Коломне, вспомнила всю свою жизнь. Знакомство часто продолжается.
– Они очень радуются, когда я приношу им фотографии, – говорит Татьяна. – Далеко не всегда они оказываются в центре внимания. А если материал печатают в газете – это целое событие!
ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ
Для выставки Соловьевой в Мособлдуме «Мгновения жизни», которая прошла в мае, работы выбирали по одному критерию.
– Чтобы это было жизненно, чтобы за каждым образом стояла какая-то история, прочитывалась судьба, – говорит автор.
Смотря на фотографии, нельзя не согласиться: пожилая женщина в очках с толстыми линзами одиноко сидит на скамейке с огромным букетом цветов, веселые путейщицы в телогрейках несут куда-то плетеные корзины, из окна смотрит бабушка с кошкой. Отсутствие красок объясняется просто: цвет не должен отвлекать от смысла.
– Я училась у советских классиков, – продолжает Татьяна. – Как они говорят, цвет перетягивает внимание от идеи. Первое, что бросается в глаза на черно-белых фотографиях, – сюжет и смысл. А на цветных смотришь на сочетание красок, на цветопередачу.
СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ
Член Коломенского фотоклуба «Лад» Татьяна Соловьева – неоднократный участник региональных выставок. В 2013 году она победила в международном турнире «ФотоОткрытие». По условиям конкурса авторы с мировым именем выбирали себе пятерых конкурсантов на двухмесячную практику. Татьяна вошла в команду итальянского маэстро Алессандро Чирилло.
– Это был интересный, полезный опыт, – говорит Татьяна. – В подходе Чирилло атмосферность преобладает над сюжетом. Передача состояния и настроения дается именно через определенные способы, например съемкой на длинных выдержках, съемкой непонятных сюжетов.
Главный совет, который дал итальянец, – не бояться экспериментировать.
– Иногда идешь на задание с уверенностью, что нужно снять с определенного ракурса по привычке или по критериям газеты, – говорит Соловьева. – А оказывается, смена ракурса и расстояния лучше отразят суть объекта.
Навыку оглядываться по сторонам Татьяна обязана одной из своих самых любимых фотографий – «9 Мая». На праздничном параде в этом году было все: торжественное шествие, возложение цветов, Вечный огонь. Но из всей сессии мастер выбрала один кадр.
– На балконе дома, мимо которого двигалась колонна, стоял ветеран, – вспоминает Татьяна. – Он вышел в орденах. Наверное, таким образом хотел принять участие, посмотреть, послушать, присоединиться к празднику. Я сразу его сфотографировала. А если бы я сосредоточилась на колонне, то и не увидела бы.
– Фотографа Татьяну Соловьеву я знаю по коломенским СМИ уже несколько лет, – говорит пресс-секретарь Московской областной общественной благотворительной организации «Союз пенсионеров Подмосковья» Владимир Мормуль. – Поразила доброта лиц и психологическая достоверность портретов пожилых людей. Татьяна снимает пенсионеров не по заказу, а так, как велит сердце. По ее фотографиям глаз не скользнет равнодушно. В ее работах нет парадности и предвзятости. Единственная предвзятость – любовь мастера к людям, героям ее работ. Я лично наблюдал, с каким интересом знакомились люди с творчеством этой талантливой женщины. С удовольствием пожелаю ей новых удач и находок.