Гав-стори: как в Подмосковье живут на пенсии бывшие хвостатые вояки
Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]
Золотистому ретриверу Бониславу 24 года – рекорд для этой породы. Он отслужил на таможне в аэропорту Шереметьево больше шести лет, задержал контрабанды на 2,5 млн долларов и пережил два покушения. Когда хвостатого таможенника уволили по старости, под крыло его взял бывший кинолог Сергей Фокин. В 1999 году он открыл под Сергиевым Посадом приют для списанных служебных собак «Гвардия». Что делают на пенсии бывшие служебные собаки, выяснял наш корреспондент.
ЧЕЧНЯ, РЫНКИ И ПРОБЛЕМЫ
История «Гвардии» началась после возвращения Сергея Фокина из Чечни, где бывший кинолог сопровождал военные поезда. Увольнение со службы пришлось на конец 90-х. Работы не было ни для людей, ни для собак.
– Питомники расформировывали, кто мог, забирал собак себе, – вспоминает он. – Я взял сразу четырех и начал брать заказы на охрану – сторожили рынки в Москве.
Коллектив охранного предприятия быстро увеличивался.
– Звонили кинологи, говорили: «Возьми еще одну. Деть некуда – у нас семьи, дети, а ты один», – рассказывает Фокин. – Так в мои руки попал и Боня. Поехали с ним рынок охранять, а он по старой памяти за ночь 12 схронов с наркотиками нашел.
К тому времени у хвостатых гвардейцев уже был собственный дом. По договоренности с администрацией Пушкинского района Фокин обосновался в поселке Нагорное. Приют быстро набрал популярность у жителей области и начал принимать всех бездомных зверей. К 2013 году у Фокина на содержании было уже почти 400 собак и кошек. Руководство района к тому времени сменилось, а у земли неожиданно появился законный хозяин – агропромышленный комплекс. Через несколько лет Сергея с питомцами вынудили покинуть территорию.
ОТ ЦЕЗАРЯ ДО БАСТИОНА
– Пальцы не суй! – кричит Фокин, увидев, что я приближаюсь к одному из вольеров.
За решеткой с громким рыком прижалась к земле среднеазиатская овчарка – 11-летний Цезарь готовится к атаке. Тезка древнеримского полководца служил на Кавказе и охранял блокпосты, пока рядом не разорвался фугас. Собаку контузило, теперь она не различает своих и чужих. Чуть дальше живет Азот. У него с Цезарем много общего: среднеазиат, Кавказ, фугас, контузия. Но Азот более спокойный и даже позволяет зайти в вольер познакомиться.
– Только командного голоса не переносит теперь, становится неадекватным, – говорит Сергей.
В приюте сейчас живут 14 бывших гвардейцев. Их соседи – еще 600 собак и около сотни кошек. Их привозят службы отлова и отказавшиеся хозяева. Бастион – один из таких отказников. В отличие от замкнутых вояк он радостно встречает гостей.
– Если служебным мы обеспечиваем достойную пенсию, то гражданских пробуем пристроить в добрые руки, – поясняет Фокин. – Животные получают лечение, уход, стерилизуются, проходят курсы адаптации. За время работы удалось пристроить более 1000 животных. Бастиону пока не везет, недавно от него отказались уже вторые хозяева. Он маленький, всего год, активный и требует много внимания. К такой собаке человека нужно готовить.
НОВОЕ МЕСТО
История с землей в 2013 году решилась практически мирно. Приюту дали много времени на переезд. За Фокина заступились активисты и добровольцы. Так, Наталья Натяжко взяла на себя юридические вопросы и с тех пор во всем помогает Сергею.
Фокин продал квартиру в Москве, залез в кредиты и около года назад выкупил 4 га земли в деревне Дивово Сергиево-Посадского района. Здесь все строилось с нуля своими руками: кормокухня, бытовые постройки, 80 вольеров – на каждый ушло от 80 до 115 тыс. руб. Сейчас приют тратит около 10 тыс. руб. ежедневно на корм: в сутки постояльцам необходимо 175 12-литровых ведер.
– Учреждение полностью содержится на деньги благотворителей и собственные средства, – говорит Натяжко. – Иногда запускаем сбор в интернете на некоторые проекты. Например, сейчас планируем открыть собственный медпункт, теплый дом для старых и больных зверей, а также административную постройку.
ЧЕЛОВЕК СОБАКЕ ДРУГ
В ближайшее время активисты планируют запустить курсы для людей, которые хотят взять собаку из приюта.
– Нередко такие люди передумывают, так как опасаются, что не справятся с собакой из приюта, – поясняет Наталья. – Либо отказываются, потому что оказываются не готовы к изменениям в своей жизни. Нужно им помочь прийти к верному решению.
Регулярно в приюте проводят экскурсии для школьников и студентов.
– Нас посещают разные люди, которые хотят пообщаться с животными и испытывают тягу к добрым делам, – продолжает Натяжко. – Некоторые берут зверей под свое попечительство, другие просто кормят и чистят вольеры.
Приют «Гвардия» также активно сотрудничает с домом трудолюбия «Ной», предоставляя рабочие места людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
– Приют «Гвардия» занял первое место в номинации «Общее дело» во Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2018», – говорит министр правительства Московской области по социальным коммуникациям Ирина Плещева. – Приют четыре раза становился лауреатом премии губернатора «Наше Подмосковье», выиграл региональный этап конкурса «Добровольцы России», стал дипломантом премии «Гражданская инициатива», участвовал в конкурсе на получение гранта Президента с проектом курсов для людей, желающих взять собаку из приюта.