Художники спасли от разрушения знаменитые мозаичные панно в Королеве

Общество
из архива Ульяны Марининой и Дмитрия Летова

Фото: [из архива Ульяны Марининой и Дмитрия Летова]

Символы космоса, спорта и красоты восстановили по кусочкам художники-мозаичисты. Спустя два месяца кропотливой работы роскошные панно заиграли свежими красками и глянцевой свежестью, помолодев сразу на полвека.

ПАМЯТНИКИ ЭПОХЕ

Ульяна Маринина и Дмитрий Летов – художники-мозаичисты с мировым именем. Их работы хранятся в частных коллекциях не только России, но и Италии, Германии, Китая, США и других стран мира. Оба они родились и выросли в Королеве, вдохновлялись огромными советскими мозаичными полотнами и не смогли стоять в стороне, глядя, как ветшает культурное достояние.

– В архитектурной среде Королева насчитывается порядка 25 мозаичных панно возрастом более полувека, – рассказывает Ульяна. – На них присутствуют естественные утраты, многие пострадали от вандализма. Если вовремя не произвести реставрацию – почистить, поставить камни – вода будет разрушать мозаичную основу, что приведет к потере панно.

Художники решили самостоятельно и за свой счет восстановить четыре панно на улице Кирова. Они связались с руководителем проекта «Культурный субботник», историком архитектуры Андреем Чермошенцевым, который минувшей осенью составил полный реестр мозаик в Королеве. Тот согласовал работы с собственниками объектов, где находились панно, и в мае художники приступили к работе.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

На четырех панно было утрачено до 20% изображения. Они украшают дома, где живут сотрудники РКК «Энергия» – одного из ведущих предприятий космической промышленности СССР и России. В советское время на первых этажах зданий были магазины – продуктовый, спорттовары, библиотека и парикмахерская. Панно, расположенные над ними, отражают тематику каждого учреждения.

Сильнее всего из четверки пострадала мозаика на тему спорта. Нерадивые арендаторы с молчаливого согласия собственников помещения пробили дыру в шлеме хоккеиста и установили на изображении кондиционер. Затем технику сняли, но дыра с торчащими из нее проводами так и осталась центровым элементом панно.

Прежде чем приступить к реставрации изображения, Ульяна и Дмитрий замазали цементом дыру, а затем начали ставить камни. Уникальность работы в том, что реставрация проводилась оригинальными материалами полувековой давности.

– Вряд ли бы мы взялись за работу, если бы в нашей коллекции не оказалось смальты нужных оттенков 1974 года выпуска, варившейся на Лисичанском кирпичном заводе, – рассказывает Ульяна. – В течение 25 лет я собираю цветовую палитру.

ЖИТЬ ВЕЧНО

Мозаики отмыты, начищены и радуют глаз цельным рисунком. Понять, на каких участках отсутствовали камни, не могут даже специалисты.

Нуждаются в обновлении и другие панно Королева, особенно внушительная мозаика «Циолковский» площадью 36 кв. м. Чтобы отреставрировать ее, нужно подгонять спецтехнику: без помощи города не обойтись.

– Весной мы провели экспертизу культурного объекта, оценили утраты, написали акт заключения и направили в администрацию города, – рассказывает художница. – Особенность «Циолковского» в том, что изображение собрано не на смальту, а на мозаичную плитку, срок службы которой всего 15–20 лет.

Эта плитка не приспособлена для наших суровых погодных условий с большими перепадами температур. Поэтому реставрировать оригинальными материалами нецелесообразно. Выход Дмитрий и Ульяна видят в том, чтобы снять, законсервировать панно и поместить его в музей. А на прежнем месте повесить качественную копию из современных долговечных материалов. Так «Циолковский» сможет жить почти вечно.

– Сохранение культурно-исторического наследия – крайне важная и необходимая задача для любого города и поселка, - рассказали в Комитете Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. - Это страницы истории малой родины, отражающие великую историю всей нашей страны.