«Иногда требуют вывести ребенка из магазина»: жительница Королева рассказала, как воспитывает особенную дочь
Каково родителям, когда их ребенок прекращает говорить и замыкается в себе, устраивает истерику в людном месте безо всякого повода и не может наладить контакт со сверстниками? Расстройства аутистического спектра проявляются по-разному. Но специальная помощь в таких случаях нужна всегда. Как помочь таким детям адаптироваться и почему необходимо бороться с распространенными мифами об аутизме – в материале «Подмосковье сегодня».
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ – ШОК
Лилия Колпакова живет в Королеве. Сейчас ее дочери Насте 11 лет. Она растет улыбчивой, веселой и ласковой девочкой. Но если бы мама вовремя не обнаружила у ребенка аутизм, все могло сложиться по-другому.
– В год и два месяца дочь перестала откликаться на собственное имя и начала уходить в себя, – вспоминает Лилия. – Логопед говорил, что проблемы с речью – это нормально, а неврологи лишь разводили руками. Потом появилось подозрение на опухоль мозга, к счастью, оно не подтвердилось.
В полтора года малышка окончательно замолчала, начались истерики и крики по любому поводу или вовсе без причины. Лилия, будучи врачом по образованию, заподозрила диагноз еще до его официального утверждения.
– Первая реакция – шок. Ведь аутизм не лечится. Нужна была коррекция. Вот только найти нужных специалистов было совсем не просто. Мне говорили, чтобы я сначала научила ребенка спокойно за столом сидеть, а потом приводила ее на занятия, – вспоминает Лилия. – Но нашлись и хорошие специалисты. Курсы Юлии Эрц помогли начать заниматься с ребенком. Я обучалась прикладному анализу поведения. Затем окончила магистратуру Московского городского педагогического университета по специальности педагог-психолог. И начала сама специализироваться на работе с детьми с аутизмом.
ПЕРЕМЕНЫ ВОЗМОЖНЫ
Последние пять лет Лилия работает в качестве куратора ресурсных классов в разных городах России и уже два года курирует ресурсный класс в Королеве. Наличие такого класса – настоящий прорыв для городского округа. Работа здесь построена на принципах прикладного анализа поведения. Здешние специалисты могут протестировать ребенка и разработать индивидуальную программу, которая поможет ему постепенно осваивать нужные навыки.
– Все дети с аутизмом разные, но обычно коррекция нужна на протяжении всего взросления. В детстве это одни занятия, а, например, в период пубертата – другие, – убеждена Лилия. – Такая методика очень помогла и нам. Раньше, например, с Настей сложно было просто выйти из квартиры, истерика могла случиться в магазине или в транспорте. Мы не могли даже изменить привычный маршрут. С тех пор, конечно, все изменилось.
Сейчас Настя с удовольствием играет на детских площадках, контактирует с детьми, ездит на любом виде транспорта. Исчезли проявления аутоагрессии. Как и обычные дети, девочка обожает гаджеты и в два счета может освоить любой компьютер или телефон, а еще любит рисовать и увлекается английским языком.
ОДИНОЧЕСТВО НЕ ВЫБОР
Семьям, где растет ребенок с аутизмом, живется непросто. Общество не всегда готово принять особенных детей. По словам Лилии, очень часто дети с аутизмом необычно ведут себя в транспорте или в магазине, что нередко обусловлено сенсорной перегрузкой. И почти всегда окружающие реагируют одинаково, требуя высадить невоспитанного ребенка из автобуса или вывести из магазина. Едва ли можно найти семью с аутичным ребенком, которую бы ни разу не прогнали с детской площадки.
– В десять лет такому ребенку хочется играть в песочнице, где обычно играют совсем маленькие детишки. Другие родители не могут принять подобного поведения и требуют убрать ребенка с площадки, – рассказывает Лилия.
Виноваты и вредные мифы. Семьям то и дело приходится сталкиваться с предрассудками, причем начинается все еще с момента постановки диагноза.
– Нам говорили: какой же это аутизм? Смотрите, какая она у вас улыбчивая, контактная, на руки идет. Участковый психиатр, как и многие специалисты, считал, что для аутичных детей подобное поведение нехарактерно, что дети с аутизмом не способны к сопереживанию. Предпочитают быть в одиночестве, не желая никакого взаимодействия. Это, конечно же, неправда. Аутичным детям нужна коммуникация, так же, как и всем остальным. Мы прекрасно видим это на наших занятиях в ресурсном классе, – заключила Лилия.
Пресс-служба Министерства образования Московской области:
– В Подмосковье для реабилитации детей с аутизмом применяется комплексная программа. В Московском областном консультативно-диагностическом центре оказываются диагностические и реабилитационные услуги, ведут прием логопед и нейропсихолог, работает нейросенсорная комната. Во время занятий с врачами дети находятся вместе с мамами, это делает курс более эффективным. Также в регионе работают коррекционные, в том числе ресурсные, классы для детей с аутизмом, и ежегодно их количество увеличивается. Подмосковные педагоги регулярно проходят курсовую подготовку, чтобы более квалифицированно использовать методики работы с детьми данной категории.
Кстати
2 апреля во всем мире пройдет ежегодная акция «Зажги синим», приуроченная ко Дню распространения информации о проблеме аутизма. Главные здания в различных городах засветятся синим. Не обойдут мероприятие стороной и в Московской области. Синюю подсветку включат в Дмитрове, Химках и Истре.