Как в Подмосковье готовят будущих авиаконструкторов и создателей самолетов
Фото: [tsagi.ru]
В начале года в области прошла конференция по развитию авиации. Одним из самых интересных проектов участники признали «Аэрокосмическую школу молодых изобретателей», которую разработали и реализовали молодые сотрудники Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ) в Жуковском. Особенность школы в том, что на занятиях ребята не просто делают мини-копии летательных аппаратов, а изучают весь путь их рождения – от физических опытов до непосредственного моделирования.
ГОТОВИМ ИНЖЕНЕРОВ
– Идея «Аэрокосмической школы молодых изобретателей» родилась у нас пару лет назад после успешного выступления на ежегодном форуме «Инженеры будущего», – говорит автор проекта, конструктор ЦАГИ Егор Стегачев. – Каждый год мы с коллегами – Виталием Губским и Иваном Амелюшкиным – организовываем аэрокосмический факультет для молодых специалистов авиационных предприятий и студентов и аспирантов профильных вузов. Рассказываем об аэронавтике, физике и динамике полета, технологиях производства аэродинамических моделей и многом другом. Вот и подумали: почему бы нам не адаптировать программу для детей?
Авторы «Школы изобретателей» сократили количество учебных часов, увеличили число наглядных опытов, облегчили программу по моделированию самолетов в виртуальном пространстве, теоретическую часть сделали более доступной для подростков. Но цель осталась прежней – объяснить мальчишкам и девчонкам весь процесс рождения самолета и заинтересовать их созданием и разработкой «железных птиц».
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Пройти полный цикл подготовки будущего разработчика нового летательного аппарата могут дети от 12 лет, у которых уже есть базовые знания по физике и математике из школьной программы. Из чего состоит самолет и как он устроен, какие нагрузки действуют на аппарат в процессе полета, что такое аэродинамика и подъемная сила – об этом ребятам рассказывают в начале курса.
– Когда ребенок уже более-менее ориентируется в летных терминах и представляет процесс, мы изучаем элементы вычислительной аэродинамики и основы конструирования и прочности самолета в виртуальном пространстве за мониторами компьютеров, – говорит Стегачев. – Мы называем эту часть курса «Lego для настоящих мужчин». Дети от этого в восторге, особенно когда получается спроектировать модель самостоятельно.
Апофеоз всего курса – создание моделей самолетов. Подростки должны правильно выбрать компоновочную схему, рассчитать угол атаки, закрепить закрылки и другую механизацию… И если они все сделают как надо, то на выходе получат летательный аппарат, который при запуске полетит дальше, чем у соперников. Соревновательная составляющая еще одна «фишка» «Школы изобретателей».
Обучающий курс довольно гибкий. В школах он рассчитан на два месяца, а на площадках лагерей – на одну-полторы недели.
– Пилотный проект мы реализовывали на площадках в детских лагерях «Смена» и «Артек», – говорит Стегачев. – После демонстрации физических опытов мы разделили ребят на команды. Предложили варианты компоновки самолетов. Каждая команда должна была разработать и защитить свой проект – создать самолет мечты. А в конце устроили соревнования по запуску этих моделей. Победители получили призы.
После обучения ребята начинают смотреть на конструирование совсем другими глазами.
– Раньше я не знала, что создавать самолеты так увлекательно, – рассказывает школьница из Раменского Екатерина Агафонова. – Но столько всего нужно знать, чтобы правильно собрать модель. Кроме того, для нас проводили эксперимент на макете аэродинамической трубы – визуализацию процессов обтекания. Весь наш отряд был в восторге.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – ГИДРОСАМОЛЕТЫ
В рамках «Аэродинамической школы молодых изобретателей» сотрудники ЦАГИ проводят мастер-классы и физические опыты в школах Жуковского, приглашают ребят на экскурсии в институт на день открытых дверей. Проектом уже заинтересовались образовательные учреждения по всей области.
Также в планах молодых специалистов создать на базе национального исследовательского центра ЦАГИ экспериментариум, где ребята смогут постигать азы аэронавтики.
– Если у нас будет бассейн, мы сможем предложить школьникам спроектировать гидросамолеты, – мечтает Егор. – Мы ограничены только своей фантазией и интересом детей. Очень хотим, чтобы ученики заинтересовались инженерной составляющей, хотели не только летать, но и проектировать летательные аппараты. Тем более профессия авиаконструктора сейчас очень востребованная.