Как бороться с детскими страхами? Выясняем у подмосковных экспертов
Боязни высоты, темноты и толпы у маленьких пациентов входят в число самых распространенных причин обращений к психологу. По наблюдению специалистов, все чаще родителей беспокоят фобии детей, связанные с общением и самостоятельной деятельностью. В чем причины нарушений коммуникации и как наладить отношения с окружающими, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ
– 10 лет – уже совсем большой мальчик, а чуть что – в слезы, – говорит Ольга Фетисова о своем сыне. – В школе его дразнят «девчонкой» и «плаксой». Но я же вижу, что он совсем не трусливый.
Ольга заметила, что Миша неуютно чувствует себя на улице и в школе.
– Или когда едет в лифте, – продолжает она. – Но когда мы всей семьей едем на машине и муж гонит, он спокойно сидит. Они даже шутят с отцом.
Чтобы помочь сыну преодолеть беспокойство, мама провожает его в школу и встречает. Недавно Миша признался ей, что ему стыдно быть «маменькиным сынком», но почему у него начинается паника, он не понимает.
– Он не боится, что его поджидают хулиганы или нападет собака, – объясняет Ольга. – Даже, наоборот, любит животных. Может подойти к большой дворняге, просит меня купить ей колбасы. Но, когда он остается вне дома один, его захлестывает необъяснимый страх.
Женщина обратилась за помощью к специалистам.
– Наряду с общеизвестными страхами в последнее время у детей можно выделить страх перед выполнением экзаменационных и аттестационных работ, – отмечает психолог Дмитровского центра помощи семье и детям Наталья Гаврилова. – Также можно выделить страхи, связанные с общением и самостоятельной деятельностью. Это обусловлено проникновением в нашу жизнь компьютерных технологий. Часто ребенок свободно общается в социальных сетях и чатах, а в реальной жизни навыки здоровой коммуникации отсутствуют.
СОЧЕТАНИЕ МЕТОДОВ
– К нам нередко обращаются по поводу страхов у детей, – говорит психолог Дмитровского центра Наталья Гаврилова. – В нашем отделении используются разные методы коррекции страхов: песочная терапия, театральная терапия, арт-терапия, интегративная кинезиология (комплекс упражнений, который состоит из гимнастики мозга и свободных движений. – Прим. ред.). Сочетание методов дает высокую эффективность работы.
У работы с ребенком есть свои особенности: она неэффективна без контакта с родителями.
– Часть консультаций мы провели с мамой, – отмечает Гаврилова. – Они направлены на улучшение межличностного взаимодействия. Ведь причиной страхов может быть особая чувствительность ребенка, напряженная ситуация в семье.
Занятия арт-терапией прорабатывают ощущение себя с помощью различных материалов. Здесь Миша с мамой блеснули талантами. С помощью пластилина, красок, театральных сценок они рассмотрели разные ситуации – семейный вечер, дорогу в школу, день рождения.
– Стало понятно, что пугает Мишу в лифте, – говорит Ольга. – Он не видит, что управляет этой кабиной, и не может контролировать ситуацию. Напротив, скорости в машине он не боится, потому что видит за рулем папу.
Около двух месяцев понадобилось, чтобы у мальчика улучшилось настроение и снизилась тревожность.
– Лифт нам больше не страшен, дойти до школы без сопровождения тоже под силу, – говорит мама.
– В Подмосковье работает 58 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в которых ежегодно обслуживаются более 200 человек, – говорит министр социального развития Московской области Ирина Фаевская. – Подразделения центров постоянно работают над оказанием различной помощи – правовой, социальной или психологической. Сейчас мы вводим электронный контроль работы специалистов участковой социальной службы.