Как в Подмосковье стать частным пилотом и сколько это стоит

Общество
Кирилл Искольдский

Фото: [Кирилл Искольдский]

Малая авиация становится в регионе все популярнее. В Подмосковье уже есть авиатакси. В рамках проведения МАКС-2019 начнет курсировать воздушная маршрутка, а экскурсии на малых самолетах – настоящий тренд. Есть в области и обучающие центры, где энтузиасты могут осуществить мечту и выучиться на частного пилота. Насколько эти учреждения популярны и действительно ли это забава только для богатых, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

САМОЛЕТЫ

Как считает авиаинструктор Владислав Мезенцев, небо не должно оставаться несбыточной мечтой.

– Во всем мире люди рассматривают частную авиацию как обычный транспорт, – добавляет Мезенцев.

Пилотированию можно обучиться в одном из двух учебных центров на территории региона. По времени это займет чуть больше, чем обучение вождению на автомобиле.

– Более двух месяцев теории, в которую входит аэродинамика, метеорология, авиационное законодательство России. Затем не менее 40 часов полетов. Сначала на тренажере, а потом уже – в небе. Обычно мы рекомендуем, чтобы практика не затягивалась более чем на полгода.

После успешной сдачи экзамена выдается удостоверение частного пилота. Интересно, что заниматься коммерческой деятельностью с таким документом нельзя. Для этого необходимо дополнительно отучиться пять лет в авиационном училище.

Среднюю стоимость обучения низкой назвать нельзя. Только обязательные налеты в среднем обойдутся в 660 тыс. руб., еще около 80 тыс. придется отдать за теорию и почти 30 тыс. за занятия на тренажерах.

По словам Мезенцева, многие после прохождения обучения решаются на покупку собственных самолетов. При этом, чтобы приобрести летный транспорт, необязательно обладать внушительным счетом в банке. По словам авиаинструктора, подержанный самолет отечественного производства можно найти на рынке за 1,5 млн руб.

– Но это нижняя планка, конечно, в зависимости от модели цены могут достигать астрономических сумм. Кроме того, владельцам нужно не забывать проходить регулярный техосмотр каждые 100 часов полета, – добавляет инструктор.

Если покупка крылатой машины все же не по карману, можно сделать выбор в пользу аренды. В среднем это обойдется около 15 тыс. руб. в месяц.

Где обучиться:

– Коломенский городской округ, село Коробчеево, аэродром Коробчеево.

– Раменский городской округ, аэродром Мячково.

Важно!

Для получения свидетельства на управление частным летным средством необходимо:

– Быть старше 18 лет.

– Пройти врачебную летную экспертную комиссию.

ВЕРТОЛЕТЫ

На сегодняшний день получить права частного пилота вертолета в Московской области можно лишь в одном месте. Такие услуги представляет авиационный учебный центр «Хелипорт Истра». Управление вертолетом – удовольствие не из дешевых. Стоимость курса варьируется от 1,5 до 2,2 млн руб. в зависимости от выбора вертолета.

– Люди, у которых время – деньги, выбирают вертолеты, чтобы не стоять часами на дорогах в ужасных заторах. Мы каждый год выпускаем больше 100 пилотов, и все они впоследствии становятся настоящими поклонниками авиации, – рассказывает директор авиационного учебного центра «Хелипорт Истра» Денис Шанькин.

Программа обучения пилотированию вертолета включает не менее 43 полетов, при этом три из них нужно налетать ночью. Общий срок обучения вместе с теорией займет от 31 до 102 календарных дней.

Цены на винтокрылые машины конкурируют с самой дорогой недвижимостью в Москве.

– Если говорить о новых вертолетах, то стоимость самого популярного и доступного – Robinson R44 – начинается от 638 тыс. долл., – рассказывает Денис Шанькин. – Машину с налетом можно найти за 10 млн руб.

При этом, по словам Шанькина, у покупки летных средств в России есть своя специфика: воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, Гражданским кодексом РФ отнесены к недвижимому имуществу.

– В таких сделках может быть очень много нюансов, поэтому вопрос лучше доверить профессионалам, – добавляет специалист.

В аренду для личного пользования вертолет в Московской области взять проблематично. Но зато в регионе предоставляется услуга вертолетного такси с личным пилотом. Летать на таком можно не только по Подмосковью, но и в соседние регионы. Стоимость рассчитывается индивидуально в зависимости от маршрута и модели вертолета. Например, слетать из Московской области в Ярославль на 3-местном вертолете можно за 166 тыс. руб.

Где обучиться:

– Городской округ Истра, деревня Крючково.

Кстати

В Московском регионе летать нельзя:

– в пределах МКАД;

– над военными объектами;

– над химическими предприятиями;

– над аэропортами (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Жуковский).

ВЗЛЕТ И ХРАНЕНИЕ

По словам специалистов, представителям частной авиации с каждым годом летать становится все проще. И дело здесь не только в GPS-системах и ГЛОНАСС-навигаторах, которые ставят на все частные самолеты и вертолеты. С 1 ноября 2010 года произошли важные изменения в Воздушном кодексе РФ.

– Раньше все воздушное пространство контролировалось военными. Шаг влево или вправо нужно было согласовывать, и все суда при этом летали исключительно по специально выделенным трассам. Для получения разрешения заявку необходимо было подавать не менее чем за сутки до вылета, – рассказывает Мезенцев.

После 2010 года воздушное пространство в России разделили на три класса. Основным нововведением стало появление класса G – так называемой неконтролируемой зоны. Если движение будет проходить в ее рамках, достаточно предоставить план полета Центру Единой системы организации воздушного движения РФ во Внуково. Сделать это можно по телефону или через интернет, сообщив свой персональный код, который присваивается при получении свидетельства. Пилот может отправляться в путь, не дожидаясь диспетчерского разрешения.

Интересно

За каждый взлет и посадку пилот должен заплатить аэродрому сбор 500 рублей

В среднем в Московской области воздушное пространство класса G – это высота до 450 м. Для более высоких полетов нужно получать дополнительные разрешения в том же Центре Единой системы организации воздушного движения РФ. Но зато заявку теперь можно отправлять в среднем за час.

При этом для взлета самолетов использовать можно лишь специальные аэродромы.

– В Московской области около 20 действующих аэродромов, – рассказывает Мезенцев. – Как правило, это площадки, созданные в прошлом для сельскохозяйственной авиации. Сейчас некоторые из них имеют качественную инфраструктуру, предоставляют услуги техобслуживания, трансфер до крупных населенных пунктов.

В случае с вертолетами также необходимы специальные площадки, но их в области достаточно большое количество.

Для хранения транспорта придется выбрать один из действующих аэродромов или одну из площадок. Средняя стоимость такого паркинга обойдется владельцу от 7 до 20 тыс. руб. в месяц.

Мнения

Ирина Гришина, студентка:

– Сейчас мне 19 лет, а в 16 я впервые села в кабину самолета, и тот полет настолько запомнился, что решила обязательно любыми путями выучиться на частного пилота. В 17 лет начала активно летать с инструктором, а в 18 пошла учить теорию и осваивать самолет Cessna 172. Сейчас я уже летаю самостоятельно и набираю налет, тренируюсь летать в сложных метеоусловиях. Если говорить о моих дальнейших планах, то лицензия мне нужна для самостоятельных полетов на спортивном самолете и участия в соревнованиях, также я рассматриваю варианты путешествия в Европу таким способом.

Роман Беликин, IT-специалист:

– Все началось с того, что мне однажды подарили сертификат на полет с фигурами высшего пилотажа на Як-52. Понравилось очень. Поспрашивал стоимость обучения, понял, что это сложно как по деньгам, так и по времени, и забыл на несколько лет. А в 2018 году увидел в небе маленький самолет, вспомнил о своей мечте и решил еще раз позвонить в центр обучения. В итоге пошел учиться и в феврале 2019-го уже получил свидетельство. Ощущения от полета словами вообще сложно описать, это полностью эмоциональная история. Будучи в воздухе пассажиром, вряд ли можно понять, это нужно пробовать.