Как вести себя с попрошайками в электричках? Разбираемся с экспертами

Общество
Валерий Жуков

Фото: [Валерий Жуков]

Тяжело болеет близкий человек, детям нечего есть, украли деньги на обратную дорогу – пассажиры областных электричек сотни раз слышали подобные истории от «убитых горем» сограждан. Призывы о помощи порой звучат так убедительно, что даже самый равнодушный человек тянется за кошельком. Действительно ли эти люди нуждаются в помощи и как не попасться на удочку мошенников, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

ВЕЧНЫЕ ПАЦИЕНТЫ

– Люди добрые, простите, что обращаюсь к вам! – в электричке Казанского направления женщина размахивает кипой нечетких ксерокопий справок и заключений врача. – У меня тяжело болеет дочка, врачи поставили диагноз «опухоль головного мозга». Денег на лечение у нас нет, работать пойти не могу, потому что сама вся больная! У нас на иждивении еще трое несовершеннолетних детей! Помогите, ради бога, кто сколько может!

Я интересуюсь у многодетной мамы, в какой больнице она наблюдается. Спрашиваю имена и контакты врачей. Женщина показывает справки и ксерокопии паспорта «больной» дочери, отметки врачей. Почему-то эти специалисты разбросаны по всей стране, на вопрос про больницы дама тоже отвечает уклончиво. Под пристальными взглядами других пассажиров она вдруг сгребает бумаги в охапку и спешит выйти из вагона.

– Люди, у которых реально болеют родные и близкие, не пойдут побираться в электрички – у них на это просто нет ни сил, ни времени, – уверен общественный деятель, специалист по социальному сиротству и помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Александр Гезалов. – Тем более, в таких ситуациях хорошую поддержку оказывает государство. Часто в электричках таким способом зарабатывают мошенники, украв документы у реальных людей.

В областном Минздраве подтверждают, что в регионе можно получить самую разную медицинскую помощь, в том числе и в случае тяжелых заболеваний.

– В Подмосковье работают Московский областной онкологический диспансер (МООД) и Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. Владимирского (МОНИКИ), в которых организовано оказание высококвалифицированной и качественной лечебной, диагностической и консультативной помощи жителям, – отметили в пресс-службе ведомства.

«ВОЛОНТЕРЫ» ИЗ ФОНДОВ

Еще один распространенный вид попрошаек в электричках – «представители» благотворительных фондов. Люди в «униформе» с символикой той или иной организации и с прозрачным ящиком в руках собирают деньги на адаптацию детей, организацию праздников для ребят из детдомов, лечение больных малышей. К сожалению, многие пассажиры ведутся на этот маскарад.

– В 2017 году представители крупнейших НКО (некоммерческих организаций. – Прим. ред.) подписали декларацию о том, что отказываются от сбора средств подобным образом: на улице, в общественных местах, в транспорте, – отмечает фандрайзер благотворительного фонда «В твоих руках» Светлана Бельская. – Что касается сборов в электричках, у фондов обычно нет ресурсов на подобный фандрайзинг (сбор пожертвований. – Прим. ред.). Волонтеры этим заниматься не будут, это глупо, а для сотрудников это очень трудозатратно, плюс много волокиты с документами. Фондам такие сборы совершенно не выгодны: ни с материальной, ни с точки зрения распределения рабочего времени.

То же самое можно сказать и о «сборщиках», которые действуют якобы от имени приютов для бездомных животных. Опытные волонтеры отмечают, что ни один нормальный зоозащитник не пойдет собирать деньги в электричках с щенком, накачанным снотворным, или с уставшей голодной собакой на поводке. Такие «сердобольцы» пытаются играть на любви к животным и сострадании, но движет ими жажда наживы. Более того, такие действия могут подпасть под статью 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными».

СПАСАТЕЛИ ДЕТЕЙ

Часто бывает, что по электричкам ходят собирать милостыню матери с маленькими детьми. Одетые в плохую одежду и с голодными глазами, они поют песни и просят подать на кусок хлеба. Хуже, когда на руках матери младенец, который крепко спит, – это явный признак того, что его усыпили снотворным или, еще хуже, наркотиками, чтобы тот не плакал во время «рейдов».

– Если вы видите таких мамаш, сразу обращайтесь в полицию! – говорит Александр Гезалов. – Сами подумайте, какая нормальная мама пойдет побираться по электричкам со своим ребенком? Даже если она действительно собирает деньги на еду, что часто не так, надо разобраться, почему. Выяснить, в каких условиях живут дети. Часто от таких родителей надо спасать детей. Или, может быть, ребенка она украла или купила у неблагополучной семьи.

«НЕ МОГУ УЕХАТЬ ДОМОЙ»

«Приехал в Москву по делам, украли документы и деньги. Помогите на билет домой!» – такие истории пассажиры электричек слышат почти каждый день. Многие дают деньги «бедняге», который не может вернуться домой.

При подготовке этого материала мне попался мужчина средних лет, который рассказал, что приехал из Ростовской области. Он ходил по электричкам Курского направления и выпрашивал деньги на обратный билет. Я предложила ему вместе сходить в кассу и купить ему недорогой билет на поезд или автобус. Но путешественник отмахнулся: мол, без паспорта не продадут. Он добавил, что уже обращался в полицию, у него приняли заявление, но больше никаких документов не выдали. На этом разговор оборвался, так как он выскочил из электрички перед самым закрытием дверей.

– Как раз на днях я занимался подобной ситуацией: у семьи с двумя детьми украли деньги и документы, они не могли уехать домой и обратились за помощью, – говорит Александр Гезалов. – План действий такой: во-первых, написать заявление в ближайшем отделении полиции. Во-вторых, там же взять справку о потере документов. В-третьих, с этой справкой обратиться в центр госуслуг, где вам выдадут временное удостоверение личности. Если нет денег на билет, то с этим временным удостоверением можно обратиться в профильную общественную или религиозную организацию. Они помогают.

ЭХО «ВОЙНЫ»

Эксперты уверены, что ни один ветеран Афганистана или Чечни не пойдет по электричкам просить милостыню. Это удел мошенников, которые давят на жалость и демонстрируют увечья, якобы полученные на войне. По словам Александра Гезалова, такие попрошайки могли получить свои травмы на производстве, а форму купили в магазинах Военторга – сейчас это можно сделать даже не выходя из дома.

– Каждый случай, когда на улице или в электричке просят о помощи, надо рассматривать отдельно, – говорит уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова. – Ведь действительно бывают ситуации, в которых единственный выход – это обратиться к окружающим. Если есть угроза жизни или здоровью, например, кто-то просит вызвать «скорую помощь», помогать, разумеется, нужно. Если же речь именно о деньгах, то решение только за вами. Возможно, лучшим выходом будет купить для человека что-то нужное – еду или лекарства. Все-таки иногда правильнее помочь тому, кто мог без этого обойтись, чем пройти мимо того, кто без помощи не выживет.

Что делать, если вы встретили в электричке людей, которые просят о помощи? Советы экспертов

Александр Гезалов,

специалист по социальному сиротству и помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию:

1. Если человеку действительно нужна помощь, предложенную вами еду или лекарства он примет с благодарностью. Деньги лучше никому в руки не давать.

2. Если вы увидели на улице или в электричке попрошайку с детьми, вызывайте полицию! Так вы действительно поможете детям, а не их маме или вовсе чужой женщине.

3. Если увидели человека, который просит милостыню с собакой якобы для приюта, тоже надо вызвать полицию. Некоторые крадут породистых животных, другие накачивают дворняжек снотворным и заставляют весь день мерзнуть на улице или изнывать от жары. Пусть сотрудники правоохранительных органов во всем разберутся.

Светлана Бельская,

фандрайзер благотворительного фонда «В твоих руках»:

1. Если вас просят пожертвовать в электричке или в переходе, попросите сфотографировать ящик, в который собирают деньги, а также все документы, которые есть на руках у «волонтеров» или «сотрудников фонда». Фото и информацию можно отправить на портал «Все вместе за разумную помощь» stop-obman.info. Вступать в конфликт с такими людьми не стоит, потому что можно нарваться на неприятности.

2. Если вы хотите оказать реальную помощь, я рекомендую помогать проверенным фондам. Вся отчетная информация и документация должна быть подробно освещена на сайте фонда и в соцсетях. Сейчас у всех добросовестных НКО есть странички в интернете, где выложены контакты сотрудников, можно позвонить и пообщаться лично с каждым и узнать о том, что вас интересует.

Закон суров: что грозит попрошайкам и мошенникам?

– Статья 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». Наказание: обязательные работы до 480 часов, исправительные работы от 12 до 24 месяцев, арест от трех до шести месяцев, лишение свободы на срок до четырех лет.

– Статья 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Наказание (если будет доказано, что приставание к гражданам носило оскорбительный характер): максимальный размер штрафа – 2500 руб. либо административный арест на срок до 15 суток.

– Статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными». Наказание: штраф от 100 тыс. до 300 тыс руб., либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

– Методы, которыми пользуются попрошайки, как правило, относятся к манипуляциям, – говорит ведущий психолог электростальского Центра социальной психологии «Древо Жизни» Марина Барышева. – С их помощью они пытаются вызвать у публики чувство вины, жалости, стыда. В тот момент, когда мимо любого взрослого проносят больного ребенка, он естественным образом ощущает жалость, а если не даст денег, это приведет к чувству вины. Если же попрошайка будет стоять с ребенком пять минут, человек будет испытывать еще и стыд перед окружающими за собственное равнодушие. Поэтому многие люди предпочитают дать хотя бы небольшую сумму, чтобы откупиться от этих неприятных чувств и очистить совесть. Для других людей, которые уже неоднократно слышали про криминальную составляющую таких схем заработка, существуют другие, тоже манипулятивные подходы. В нашем обществе довольно прочно привит социальный стереотип ухода за братьями меньшими, поэтому человек охотно расстается с деньгами, ощущая пользу от участия в сборе «официальных представителей» приютов.