Личность пилота Як-1, сбитого под Наро-Фоминском в 41-м, установят по экспертизе ДНК
Фото: [поисковый отряд "Бумеранг-ДОСААФ"]
Около шести лет длится история с военным самолетом, который был обнаружен недалеко от деревни Устье вместе с останками пилота. Поисковикам пришлось проделать огромную работу, чтобы определить предполагаемое имя погибшего летчика. Ведь, как выяснилось, в боевой машине находился вовсе не тот человек, за которым она числилась.
ОСЕНЬЮ 41-ГО
В 2014 году самолет с останками пилота обнаружили люди, которые не были знакомы со спецификой авиационного поиска. На контакт с поисковиками они не пошли. Добровольцы выяснили, что останки переданы на склад Русского географического общества для захоронения, которое в итоге не состоялось. Через три года детали самолета нашли в одном из музеев округа, куда их принес местный житель.
– Имя бойца пришлось определять методом исключения, – отмечает руководитель наро-фоминского поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» Федор Пущин.
Номер фронтового истребителя – 0718. Еще в 2017 году по архивам поисковики установили, что такой самолет числился в 562-м полку 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО за сержантом Иваном Мичковским, который считался не вернувшимся из боя 23 октября 1941 года. Будучи уверенными в том, что он и есть тот самый найденный пилот, отряд вместе с поисковым движением «Небо Родины» начал искать родственников бойца. Вскоре выяснилось, что летчик вырос в польско-еврейской семье, которую уничтожили фашисты.
Некоторое время спустя было сделано новое открытие: 24 октября 41-го в госпитале Голицыно из-за полученных ожогов умер боец того же 562-го авиационного полка Иван Личковский. По данным из медицинского архива, он поступил в шоковом состоянии, данные записали с его слов. Дата рождения та же, что и у Мичковского. Семья – тоже в оккупации. Не совпадала только первая буква фамилии. Человек говорил с трудом, поэтому ошибка вполне объяснима.
БЫЛ СТАРШЕ ТРИДЦАТИ
Тогда поисковики взяли список всех не вернувшихся в 1941 году бойцов полка и изучили историю каждого. Выяснилось, что в октябре 1941-го под Наро-Фоминском также пропали без вести пилоты Павел Комлев и Николай Кудряшов. Наиболее вероятным казалось, что в найденном самолете был Комлев. За ним числился фронтовой истребитель с очень похожим номером – 0715. Делая опись материальной части, писарь мог перепутать номера самолетов и фамилии летавших на них пилотов, предположили поисковики. Но антропологическая экспертиза показала, что эта версия ошибочна.
– Выяснилось, что в машине находился человек старше 30 лет, – поясняет Федор Пущин. – А Павлу Комлеву на тот момент было всего 19. Мы на 99% уверены, что погибший пилот – Николай Кудряшов, ведь ему в то время было как раз 32 года.
Отряду удалось найти родственников Кудряшова, но до полного установления личности пилота они не хотят общаться с представителями СМИ. Окончательно расставить точки над i поможет экспертиза ДНК, на проведение которой поисковики объявляли сбор средств.
– Мы очень благодарны всем, кто не остался равнодушным и смог внести посильную сумму. В ближайшее время я опубликую имена. Результаты экспертизы должны быть готовы к августу, – рассказал Федор Пущин.
Председатель комиссии Общественной палаты Московской области по коммуникациям, информационной политике и открытости власти Мария Большакова отмечает, что в регионе действует множество поисковых отрядов.
– Они не только ведут огромную работу по установлению личностей погибших бойцов, но и в тех случаях, когда это требуется, помогают отстоять места кровопролитных боев, рубежи обороны. В том числе благодаря таким добровольцам удается сохранить историческую память, – говорит Мария Большакова.