Личный борт Пугачевой и «внедорожник» среди самолетов: интересные факты об ушедшем на покой Ту-134
Фото: [Кирилл Кухмарь/ТАСС]
На днях лайнер авиакомпании «Алроса» Ту-134 совершил заключительный пассажирский рейс в город Мирный республики Якутия из Иркутска. На его борту находились 70 пассажиров. Это был последний эксплуатирующийся в РФ пассажирский самолет Ту-134. Таким образом, легендарная модель официально ушла на покой. «Подмосковье сегодня» вспоминает, как «Тушка» была связана с Московской областью и какие достопримечательности появятся в регионе, посвященные этому самолету.
НОВОСИБИРСК ИЛИ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Буквально сегодня стало известно, что самолет-долгожитель авиакомпании «Алроса» прибыл по своему последнему месту прописки – в Музей авиации и космонавтики в Новосибирске. Свой памятник, посвященный Ту-134, может появиться и в Московской области. Как удалось выяснить «Подмосковье сегодня», усилиями благотворительного фонда «Легенды авиации» уже разработан проект по созданию в подмосковном Жуковском большого музея российской авиации, где среди прочих планируют установить памятник-тренажер Ту-134. Как добавил председатель совета фонда Михаил Агафонов, внутри борта планируют разместить музей, где все желающие смогут изучить устройство лайнера, а также симулятор для тренировок будущих пилотов.
– Больше полувека назад в нашей стране создали самолет, который стал одним из самых массовых в российской авиации. К созданию причастен и город Жуковский, поэтому место памятника здесь заслуженно, – пояснил Агафонов.
Интересно
Уже известно, что в этом году в августе перед открытием авиасалона МАКС в Жуковском откроют памятник самолету семейства «Ту». Посвятят его, правда, более современной сверхзвуковой модели Ту-144. Инициатива принадлежит также фонду «Легенды авиации». Как отметил Михаил Агафонов, предполагается, что памятник станет данью уважения всем разработкам конструкторского бюро «Туполев», осуществленным при участии жителей Подмосковья.
БЕЗАВАРИЙНАЯ МОДЕЛЬ
В Жуковском такое внимание к «Тушке» не случайно. Практически все модели семейства, в том числе и легендарный 134-й, предсерийные испытания проходили в этом городе Подмосковья. До сих пор здесь проживают много летчиков, которые одними из первых опробовали эту модель в воздухе.
– Ту-134 я прекрасно помню, я на нем стажировался, после чего стал командиром корабля международных линий, – рассказал заслуженный летчик-испытатель СССР, житель подмосковного Жуковского Владимир Гордеев. – И неслучайно на нем летал и «Аэрофлот», и авиакомпании из других стран. Приятная была машина, летучая, безаварийная.
Факт
Тот самый лайнер компании «Алроса», считавшийся последним эксплуатирующимся Ту-134, ранее был в личном пользовании у звезды эстрады Аллы Пугачевой. Певица летала на нем на гастроли с 1998 по 1999 годы. При этом на борту самолета красовалась надпись «АЛЛА».
Характеристики Ту-134:
Начало выпуска – 1966 г.
Окончание серийного производства – 1984 г.
Выпущено 854 лайнера, 134 из них на экспорт
Максимальная скорость полета – 850 км/ч.
Дальность полета – 2150 км.
Количество пассажиров – 76 человек.
Особенности
У некоторых моделей нет реверса двигателей, поэтому лайнеру нужна длинная посадочная полоса.
У этого самолета есть независимая система пожаротушения шасси, механически срабатывающая при ударе во время посадки.
Конструкция шасси позволяет садиться даже на неровные полосы, что сделало его «внедорожником» среди самолетов и продлило срок эксплуатации.
Интересные факты
– У лайнера Ту-134 в народе существовало сразу несколько прозвищ: «стиляга» (за необычный удлиненный фюзеляж), «свисток» (за характерный звук двигателя), «дьявол небес» (за летные характеристики).
– В 70-х годах самолет Ту-134 стал брендом болгарских сигарет. Дело в том, что директора табачной фабрики из этой страны спасли от эпилептического припадка во время полета. Причем перелет иностранец совершал на самолете более старой модификации. Но для названия будущих сигарет выбрал именно Ту-134, отдав должное передовому положению этой модели в те годы.
– Внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый надежный, так как за всю историю эксплуатации с ним ни разу не случалось катастроф по вине техники, только из-за человеческого фактора.
– Известен курьезный случай, как в ноябре 2014 года в Игарке пассажиры-вахтовики толкали перед вылетом примерзший при температуре минус 52 градуса к полосе борт Ту-134. Впоследствии самолет успешно выполнил рейс до Красноярска.