Место женщин изменить нельзя? За что борются феминистки Подмосковья

Общество
Михаил Почуев/ТАСС

Фото: [Михаил Почуев/ТАСС]

Не секрет, что даже в ХХI веке многие все еще шарахаются от термина «феминизм», женщины, поддерживающие борьбу за равноправие полов, стесняются называть себя феминистками, а в обществе процветает сексизм. К этому можно добавить антиженские по сути законодательные инициативы, то и дело обсуждаемые в депутатской среде. Корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с феминистками региона и выяснил, что их подвигло влиться в это движение и за что они борются.

ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА!

Екатерина Ломиковская из Химок осознала себя феминисткой несколько лет назад.

– Я не могу назвать некую точку, когда это случилось, – рассказывает она. – С детства у меня были типично «мальчиковые», а затем «мужские» хобби, я придерживалась стереотипно «мужских» взглядов на отношения, не принимала навязываемый обществом образ феминности. До феминизма я считала, что все бабы дуры, а я – «свой пацан». Потом «почитала матчасть» и поняла, откуда ноги растут у этого явления.

Действительно, многие феминистки выступают за разделение понятий «пол» как биологической характеристики и «гендер» как навязанного обществом социального конструктора, требующего от женщин соответствия определенным стереотипам.

– Если вкратце, феминизм дает мне образ некого идеального мира равных прав и возможностей, и все, что я делаю, я делаю для того, чтобы немного приблизить этот идеальный мир к моей жизни, – говорит Екатерина. – Слишком пафосно? Тогда так: феминизм нужен для того, чтобы женщин в исламских странах не могли насильно выдавать замуж или забить камнями за неверность.

ОБЫКНОВЕННЫЙ СЕКСИЗМ

Еще одной важной задачей является борьба с сексизмом – дискриминацией по половому признаку. При этом сексизм настолько глубоко укоренился в общественном сознании, что многие воспринимают его нормально.

– Я часто слышу фразы типа: «баба – не водитель» или «баба-водитель – это обезьяна с гранатой». Хотя сама за рулем уже более 10 лет и на моем счету ни одной аварии, – рассказывает еще одна наша героиня Зоя Григорьева. – Как водителю мне приходится сталкиваться с сексизмом и в другом аспекте: именно нас, женщин, пытаются нагреть при покупке машины, запчастей, во время авторемонта.

По словам девушки, она пришла в феминизм через проблемы с насилием, неуважением к себе как к человеку.

– Без феминизма мы бы до сих пор не имели права голоса, но и сейчас должны каждый раз его отстаивать, как и право на равный труд и равную оплату этого труда, – уверена Зоя.

РАДИКАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Феминизм также дает женщинам ответы на вопросы, о которых мужчины даже не задумываются. Именно так пришла в феминизм Наталья Биттен – журналистка и общественница из Балашихи, основательница премии «Сексист года» и инициативной группы «За феминизм».

– Ни одна из общественно-политических теорий, которые я изучала в университете, не дает ответов на сложные вопросы, с которыми я сталкиваюсь, – говорит Наталья. – Ответы мне помогает найти радикальная феминистская теория. Например, я поняла, что легализация публичных домов – это абсолютное зло. И я борюсь за криминализацию клиента. Также я выступаю против суррогатного материнства. Все дело в том, что сексуальность и репродуктивность женщины эксплуатируются патриархатом. Пойти на это можно только из-за крайней нужды. У женщины должна быть альтернатива, чтобы заработать себе на хлеб, и для этого недопустимо использовать ресурсы женского тела.

БОРЬБА НЕ «ПРОТИВ», А «ЗА»

Несколько месяцев назад известный блогер и феминистка из Люберец Александра Митрошина, чей Instagram насчитывает почти полмиллиона подписчиков, провела среди женской части своей аудитории опрос на тему феминизма. Парадокс: лишь 30% девушек назвали себя феминистками, при этом более 80% уверены, что мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Блогер считает, что такой результат говорит о непонимании сути феминизма. Это не борьба против мужчин, не требование особых привилегий, это движение за права и безопасность женщин.

– Если в школе я считала, что феминизм – ненужная глупость, и все права у женщин и так есть, с возрастом я постепенно стала подозревать, что это не так, – рассказывает Яна Краевская (имя изменено по просьбе героини. – Прим. ред.). – К 32 годам, после 13 лет брака, попав в декрет, я все больше симпатизирую идеям радикального феминизма, потому что убедилась в том, что феминисткам еще много за что предстоит бороться, чтобы в нашем обществе к женщинам перестали относиться как к объекту.

По ее словам, она не раз получала отказы в работе, потому что «молодая девушка наверняка уйдет в декрет». Дважды ее пытались изнасиловать. Оба раза смогла отбиться. При этом регулярно сталкивается с приставаниями и кэтколлингом (присвистывания и насмешки на улице. – Прим. ред.). Да и в работе не раз замечала, что женское мнение легко обесценивается.

– Часто специалисты при настройке оборудования отмахиваются от меня и закатывают глаза, если приходится обсуждать с ними технические моменты: «Девушка, расслабьтесь, мы все знаем», – продолжает Яна. – А посреди семинара начинается беготня в поисках батареек для микрофона, которые сели, хотя ты заранее предупреждала об этом.

НЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Убедить окружающих в необходимости феминизма сложнее, чем кажется.

– Мужу со временем удалось объяснить многие моменты, – делится опытом еще одна героиня, не пожелавшая называть свое имя. – Например, что в изнасиловании виноват только насильник. Или что у женщины нет природного знания, как менять памперсы и инстинктивного желания это делать. Женщины – это не дополнение к мужчинам, не обслуживающий персонал. Мы должны иметь возможность реализовываться так, как сами считаем нужным.

Подводит итог в рассуждениях о необходимости феминизма Кира Соловьева, одна из основательниц российского феминистского объединения «ОНА» (ona.org.ru). Кира – администратор группы «Феминистки Коломны» сети ВКонтакте.

– Феминизм еще очень долго будет нужен как в нашей стране, так и во всем мире, потому что нерешенных вопросов по-прежнему много, социальная справедливость в отношении женщин не достигнута нигде, даже в самых развитых странах, – считает она. – Распределение власти в пользу мужчин, домашнее и сексуальное насилие, неравенство в оплате равного труда и карьерные потолки, гендерные стереотипы и предрассудки, пронизывающие культуру, существование проституции и коммерческой порноиндустрии – список можно продолжать, сопровождая каждый пункт обширными статистическими данными.

ЦЕНА УБЕЖДЕНИЙ

Феминистки по-разному отстаивают свои убеждения. Их основная задача – донести суть этого движения до массового сознания.

– Я несколько раз принимала участие в уличных акциях в поддержку феминизма: клеила плакаты, раздавала листовки, – рассказывает жительница Коломны, участница объединения «ОНА» Юлия (фамилию девушка решила не называть. – Прим. ред.). – Постоянно делаю репосты из разных фемпабликов. Беседую с приятельницами на тему феминизма.

Просветительские разговоры и активность в социальных сетях действительно нельзя недооценивать.

– Многие мои друзья начали активно помогать феминистскому движению, но главное – они работают над собой, начали по-другому смотреть на происходящее, – делится Зоя Григорьева. – Плюс у меня около 500 подписчиков (не друзей) в ВКонтакте, именно для них я делаю перепосты статей на тему феминизма, насилия в семье, неравноправной оплаты труда.

Еще один способ отстаивать права женщин – активное использование феминитивов: авторка, журналистка, блогерка вместо привычных автор, журналист и блогер. Хотя популярностью феминитивы пользуются далеко не у всех феминисток, это важная часть движения.

– Я использую феминитивы в речи и на письме с давних пор, – говорит Кира Соловьева. – Отношусь к этому позитивно, так как на данном историческом этапе они помогают делать женщин более видимыми в социокультурном пространстве русского языка. То, как мы мыслим и говорим, оказывает довольно значимое влияние на процессы в обществе.

Однако любое заявление женщины о феминизме сталкивается с негативом. Лея Вельман из Ленинского района Подмосковья рассказывает, что в социальных сетях происходит ежедневная травля женщин и девушек, которые хоть отдаленно имеют отношение к феминизму:

– Это и кибер-буллинг, и оскорбления, и угрозы. От абсолютно незнакомых мне людей.

С ней согласна и Зоя Григорьева. Девушка признается, что предпочитает не вступать в дискуссии на тему феминизма в интернете с незнакомцами: слишком неприятно выслушивать множество высказываний, что женщина не человек и место ее на кухне.

– Всегда найдутся те, кто будет к тебе предвзято относиться из-за слова на букву «Ф», многие и совсем перестанут общаться. Бывают оскорбления, угрозы, – делится Соловьева, – зато в феминистской среде я нахожу атмосферу уважения, принятия тебя такой, какая ты есть.

Оксана ПУШКИНА: Список запрещенных профессий – исторический атавизм

Известный общественный деятель, феминистка и депутат Госдумы от Одинцовского избирательного округа Оксана Пушкина сейчас работает над законопроектом, защищающим трудовые права женщин.

– В России де-факто нет равноправия женщин и мужчин, – говорит депутат. – По данным Всемирного экономического форума за 2016 год, Россия – на 75-м месте из 144 в рейтинге обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами, как раз между Венесуэлой и Румынией. Нам нужно решить целый блок проблем, например убрать «стеклянный потолок». Это ситуация, при которой женщины составляют большинство специалистов высшего уровня квалификации (25,5% женщин против 15,5% мужчин, по данным Росстата), но меньшинство (6,9%) руководителей. Такая ситуация вредит всем: экономические показатели у компаний с превалирующим мужским штатом хуже, чем у компаний с женским или смешанным. Еще одно гендерное неравенство – это наличие областей труда, где заняты в основном женщины, и областей, где работают преимущественно мужчины, при том что традиционно мужские области оказываются самыми высокооплачиваемыми. А женские – здравоохранение (79,2% женщин-работников) и образование (76,7% женщин-работников) – наоборот, оплачиваются плохо. Кроме того, в России до сих пор существует такой исторический атавизм, как список запрещенных для женщин профессий, который, несмотря на значительный научно-технический прогресс, сохранился в практически неизменном виде с 1978 года, – это прямая дискриминация женщин в трудовой сфере.

По словам Оксаны Пушкиной, отдельная проблема – это проявления открытой дискриминации, создающей и поддерживающей недоброжелательную атмосферу. Речь идет о публичных высказываниях, унижающих честь и достоинство женщин, которые у нас позволяют себе официальные лица, сексуальном домогательстве на рабочем месте с использованием служебного положения.

мнения

Ксения МИШОНОВА, уполномоченный по правам ребенка в Московской области:

– Я не феминистка, напротив, я – за главенство мужчин. Мне кажется это естественным... Мужчины сильнее, выносливее, на них должна лежать ответственность за безопасность и жизнь семьи. В то же время есть немало примеров сильных женщин, которые дадут фору любому мужчине.

На мой взгляд, в России вопрос равноправия полов стоит не так остро, как, скажем, в других странах. У нас женщинам открыта дорога и в бизнес, и во власть. В Подмосковье, например, женщин-руководителей примерно столько же, сколько и мужчин. Но стереотипы в этой сфере, безусловно, существуют, и наш мир по-прежнему больше мужской, нежели женский.

Алла ПОЛЯКОВА, председатель Комитета по экологии и природопользованию Московской областной Думы:

– Я никогда не относила себя к этому течению. Но я всецело разделяю необходимость в равных правах для любого человека вне зависимости от его пола. Сегодня мы видим плоды борьбы женщин за возможность права выбора. Они работают и зарабатывают наравне с мужчинами, принимают судьбоносные решения не только в своей жизни, а порой и в жизни государства, занимая высокопоставленные должности.

Представительницы слабого пола становятся политиками, прекрасными специалистами в различных сферах, покоряют космос. Я не вижу в этом ничего плохого, тем более что сама всегда в жизни занимала активную позицию и сегодня являюсь председателем комитета, в котором работают депутаты: и мужчины, и женщины. Все вместе мы очень плодотворно взаимодействуем как специалисты, и пол здесь не имеет значения.