Министр здравоохранения Подмосковья: Обещать не буду, лучше буду отчитываться

Общество

После выборов главы региона состав правительства Московской области заметно обновился. В семь министерств назначили новых руководителей. Одним из них стал министр здравоохранения Дмитрий Матвеев, приглашенный из Пермского края. В своем первом интервью для подмосковной прессы новоиспеченный глава Минздрава рассказал, какие проблемы уже успел увидеть в отрасли, когда в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского ждать первых «Мерседесов», и не стал загадывать, как изменится областная медицина через пять лет.

ЛЕКАРСТВА И ПОЛИКЛИНИКИ

– Скоро месяц, как вы вступили в должность, какие вопросы за это время заставили обратить на себя внимание?

– Определяя первостепенные задачи, я ориентировался на запросы граждан. Таким проблемным местом оказалось льготное лекарственное обеспечение. Сейчас в день приходит примерно 50 жалоб на отсутствие препаратов. При выписанных за год 3,5 млн рецептов это, может, и не так много. Но если жалобы приходят систематически, значит, проблема существует.

– Проблема есть, а решение?

– Вопрос нужно решать глобально, и прежде всего наладить финансово-хозяйственную деятельность учреждений. Разобраться с долгами по кредиторке. Тогда и проблема своевременной закупки лекарств отпадет. Второй момент, цифровизация – создание компьютеризованных рабочих мест с персонифицированной базой пациентов, куда каждый врач сможет заносить потребности своих льготников. Когда препарата осталось меньше чем на два месяца, программа оповестит. Пока в масштабе области такого нет. В некоторых учреждениях за всем следят вручную. Отсюда накладки.

– Централизация лабораторных служб и единый стандарт поликлиник – это масштабные проекты, которые вы продвигали в Пермском крае. Какие-то инициативы планируете использовать и в Подмосковье?

– Как раз повышение доступности поликлиник – одна из основных задач. Сократить время ожидания приема к участковым врачам до 24 часов, к узким специалистам – до 10 дней. Для этого нужно правильно сформировать мотивы для персонала, распределить потоки пациентов. Благодаря прошлому опыту понимание, как это делать, есть. Например, уже прорабатываем возможность уравнять зарплаты врачей одинакового профиля и нагрузки во всех муниципалитетах, вне зависимости от их удаленности. В целом завершить проект планируем к концу 2019 года.

– Как эта инициатива показала себя в Пермском крае?

– В пилотных учреждениях время ожидания записи к участковым сократилось с 10 дней до одного. Общее количество принятых пациентов увеличилось на 30%. Если таких цифр удастся добиться в области, это примерно 70 тыс. дополнительно осмотренных людей ежедневно.

НУЖНО? ОБОСНУЙ!

– Первую рабочую встречу вы провели с врачами МОНИКИ, говорили о дополнительной закупке для центра современного оборудования. Уже есть понимание сроков?

– Пока формируем заявки. Весь вопрос в обосновании. Понимаете, можно купить «Мерседес», а можно «Форд». Оба будут тебя возить куда нужно, но один с большим комфортом. Понятно, что МОНИКИ – ведущее учреждение региона, и центру необходимо оборудование класса «Мерседес». Но важно обосновать расходы, чтобы условный компьютерный томограф не простаивал без дела, был загружен и помогал выявлять болезни. Мы пока на этой стадии. Например, другие визиты уже дали конкретику. Балашихинской ЦРБ и больнице в Дзержинском нужна дыхательная аппаратура в реанимацию. В серьезном переоснащении нуждаются отделения анестезиологии и реанимации поликлиники № 1 в Реутове. По ней вопрос хотим решить уже до конца этого года. В масштабе области закупки оборудования будут направлены на развитие малоинвазивной хирургии. В перспективе операции через микропроколы должны проводить даже в удаленных учреждениях региона.

– Второй вопрос, затронутый во время визита в МОНИКИ, – маршрутизация. С ней что-то не так?

– Глобально нет, есть шероховатости. В любом регионе есть один ведущий сердечно-сосудистый или онкологический центр. В них оказывают высокотехнологичную помощь, которую в других больницах оказать не могут, следовательно, попадать туда должны только пациенты с определенными диагнозами, а остальные получать помощь в учреждениях на местах. На словах просто, на деле – кто с кем договорился, туда и поехал. Нужно прописать жесткий регламент.

«ПРИЕДУ КО ВСЕМ»

– Много вопросов у жителей к работе областной «Станции скорой помощи». Говорят, «скорая» едет слишком долго. Вы учреждение уже инспектировали, обсуждали этот вопрос?

– Есть нюанс. Выезды «скорой» делятся на экстренные – время подъезда 20 минут – и неотложные – до двух часов, когда оперативная помощь не требуется. Если человек не предупрежден, что, исходя из описанных симптомов, его вызов считается неотложным, конечно, он будет думать, что машина сильно опаздывает. Эту проблему можно решить за счет СМС-уведомлений, которые будут приходить пациенту после звонка, с примерным временем приезда «скорой». Есть мысли, как сократить и время приезда. Уже ведется работа по созданию единого центра приема звонков, чтобы не тратилось время на переключения между диспетчерами. Кроме того, в часы наибольшей нагрузки будем увеличивать количество бригад.

– МОНИКИ, Реутов, Красногорск, Дзержинский – за месяц вы посетили больше 10 больниц и поликлиник. У вас в планах все учреждения области?

– Со временем да, и это принцип. Какие бы решения мы ни принимали на уровне министерства, реализовывать их будут простые медработники. Поэтому важно на месте увидеть их работу, пообщаться с коллективом, узнать об их проблемах, желаниях и перспективах, которые они увидели. Мне надо, чтобы все медучреждения работали в едином стандарте, с едиными подходами и качеством для всех наших пациентов. Потому что не дело, когда нет объединяющего звена и все учреждения работают вразнобой. Поэтому заеду ко всем, и не по одному разу.

НА СВЯЗИ

– На прошлых должностях вы были открыты к диалогу с жителями, работая в Кировской области, даже выкладывали личный номер телефона в интернет. Как сейчас собираетесь выстраивать общение?

– Сейчас для этих целей есть портал «Добродел», «горячая линия» министерства, я открыт к диалогу в социальных сетях. Читаю все сообщения и отвечаю на них лично. Но когда ты помогаешь каждому индивидуально, не видно общей картины, где система действительно дает сбой. Чтобы лучше понять проблемные места, с 17 октября на «Доброделе» мы запустили опрос по проблемам медобслуживания. Нужно зайти на портал, выбрать свой город или район, найти в нем медицинскую организацию, по работе которой у вас есть замечания, и рассказать о них. Голосование пройдет до 31 октября. В итоге мы получим полную картину актуальных недочетов.

– За последние пять лет в здравоохранении Подмосковья наметился значительный прогресс – более сотни новых учреждений, создание трехуровневой системы родовспоможения, увеличение продолжительности жизни. От следующей «пятилетки» стоит ждать подобных результатов?

– Я не берусь загадывать и строить такие дальновидные планы. Планировать – значит обещать, а я пока лучше буду отчитываться о решении задач. Например, сейчас перед нами стоит еще одна цель – улучшить работу стационаров, чтобы пациент проходил все обследования в течение двух дней после поступления. Сейчас процедуры могут растянуться до дня выписки. Пока важно эту задачу и другие перечисленные сегодня перевести из «красной» зоны хотя бы в «желто-зеленую».

Досье

Дмитрий Матвеев родился в 1978 году в Чебоксарах. Окончил Чувашский государственный университет им. Ульянова по специальности «Лечебное дело». Трудовую деятельность начал в Центре реализации программ и проектов Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Занимал руководящие должности в правительстве Кировской области: глава департамента здравоохранения, заместитель и первый заместитель председателя правительства региона. С конца 2017 года руководил системой здравоохранения Пермского края. 25 сентября назначен министром здравоохранения Московской области.

Чем Дмитрий Матвеев запомнился на предыдущем месте работы:

– централизация лабораторных служб

– внедрение единого стандарта поликлиник

– программа строительства новых ФАПов