Многодетный отец из Балашихи может получить срок за торговлю респираторами
Фото: [Алексей Николаев/ТАСС]
Запутанное дело расследуется полицией Балашихи. Местного предпринимателя подозревают в незаконной продаже партии респираторов Р-2. Прокуратура посчитала эти изделия военной атрибутикой, которую можно реализовывать только при наличии лицензии. Сам бизнесмен утверждает, что его респиратор абсолютно гражданский товар. Подробности – в нашем собственном расследовании.
РОКОВОЙ ТЕНДЕР
Долгие годы генеральный директор балашихинского ООО «Химзащита» Михаил Болдырев жил счастливо и спокойно – воспитывал четверых детей, торговал продукцией для гражданской обороны. В основном огнетушителями, сиренами, противогазами, аптечками. Его клиентами были администрации городов, крупные предприятия, учебные заведения. Заказчики к Болдыреву попадали через тендеры.
Весной позапрошлого года предприниматель, в очередной раз мониторя конкурсные процедуры на электронных площадках, увидел заказ на поставку партии респираторов Р-2. Покупателем выступал Мособлрезерв. Это учреждение занимается обслуживанием резервного фонда для ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионе.
Болдырев тендер выиграл, продал Мособлрезерву партию респираторов и благополучно забыл об этой сделке.
ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Вспомнить пришлось примерно через полтора года. Прошлым летом бизнесмену предъявили постановление о возбуждении уголовного дела и ордер на обыск. Оказалось, что Болдырева обвиняют по статье 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»). Причина: респираторы Р-2 являются военной атрибутикой, на продажу которых необходимо иметь специальную лицензию.
– Я был в шоке. До этого я торговал этими респираторами около 20 лет, и никто не ставил вопрос о лицензии, – пояснил Михаил. – Да много кто ими торгует.
Как пояснил предприниматель, согласно ФЗ-28 «О гражданской обороне», в случае возникновения чрезвычайных ситуаций граждане должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты. Р-2 – основное из таких средств. Поэтому их закупают коммерческие организации, школы, администрации, органы МЧС, государственные предприятия гражданской обороны, чтобы раздать людям, если что-то случится.
– К тому же респираторы – стратегический продукт, – акцентирует Болдырев. – Министерство обороны следит, чтобы они не попали в руки террористов. Поэтому оно согласовывает каждую поставку, выдает свое разрешение. Вся эта процедура была соблюдена и в поставке для Мособлрезерва.
В свою очередь, надзорные органы, которые настояли на возбуждении уголовного дела, опираются на постановление правительства РФ от 13.06.12 № 581, в котором якобы прописано, что «респиратор Р-2 является военным техническим средством, предназначенным для боевого обеспечения и деятельности войск».
Текст этого постановления есть в открытом доступе в интернете. Речь там идет о требовании к организациям, желающим получить лицензию на торговлю военной техникой, но про респираторы там нет ни слова. По крайней мере, в той версии, которую удалось найти нам.
В КАЖДОМ МАГАЗИНЕ
Чтобы докопаться до правды, мы решили обратиться в несколько организаций и учреждений, которые закупают Р-2. Так, в Управлении по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы Московской области отметили, что подобный респиратор можно купить в любом хозяйственном магазине.
– Мы закупаем Р-2, он хранится на складах нашего ГКУ. Он может использоваться как для гражданских, так и для военных целей. Про спецлицензию ничего сказать не могу, – добавил начальник отдела размещения заказов для государственных нужд и исполнения заказов управления Алексей Козлитин.
Вопрос про специальное разрешение на торговлю Р-2 вызвал недоумение даже у представителей Министерства обороны РФ.
– Как правило, все, что у нас стоит на оснащении, не производится нами, а покупается у промышленных предприятий, – пояснили в пресс-службе Западного военного округа. – Много подобной атрибутики используется и гражданскими людьми. Например, саперные лопатки, сухие пайки, военная форма. Эти вещи же не запрещают продавать. Думаем, что и с респираторами такая же ситуация. Чтобы выяснить, военная ли это техника, нужно опираться на мнение завода-изготовителя.
Такой же совет дали и в Министерстве промышленности и торговли РФ – ведомстве, которое как раз и выдает лицензии на торговлю военной техникой.
– Наше ведомство не обладает реестром таких продуктов. Мы проверяем, соответствует ли предприятие критериям, необходимым, чтобы получить лицензию на торговлю военной техникой, а не саму технику, – объяснили в Минпродторге. – Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно выяснить у завода-производителя технические условия, по которым разрабатывался продукт. То есть если он разрабатывался для военных целей, то это продукт военного назначения, если для гражданских – то гражданского. И соответственно, лицензии на продажу не требуется.
ТОЧКА ПОСТАВЛЕНА?
Как удалось выяснить, уже более 60 лет респираторы Р-2 производит на всю страну пермский завод «Сорбент», входящий в холдинг «Зелинский групп». Первым заказчиком изделия был штаб гражданской обороны Министерства обороны СССР. То есть это современное МЧС.
– Нам пришлось поднимать документацию за 60 лет. Но там четко прописано, что первые Р-2 были произведены для защиты гражданского населения, – сообщил директор по развитию ООО «Зелинский групп» Андрей Богомолов. – Честно, мне даже неизвестны факты, когда этот респиратор напрямую заказывали военные ведомства.
Оперативный ответ от правоохранительных органов и прокуратуры получить не удалось. Всю информацию, которую нам удалось узнать, мы передали Михаилу Болдыреву и его адвокату. Мы будем следить за развитием этой ситуации.