На зависть Звездному: уникальные космические артефакты хранятся в школе Жуковского
Фото: [МАОУ - школа №9 города Жуковский]
Бортовой журнал корабля «Союз», шифровальный замок «Востока-1», на котором Гагарин впервые полетел в космос, фрагмент обшивки самолета, в котором он разбился, – эти и множество других экспонатов являются частью экспозиции музея школы № 9 в Жуковском. «Подмосковье сегодня» выяснило, каким образом уникальные артефакты, которых нет даже в Центре подготовки космонавтов, попали в общеобразовательное учреждение.
ДИРЕКТОР-ИСПЫТАТЕЛЬ
Интрига раскрылась быстро. Дело в том, что музей был создан в 1982 году усилиями Александра Ширяева, бывшего в то время директором школы № 9.
– Александр Александрович до прихода к нам работал испытателем в КБ Сухого, это знаменитое конструкторское бюро в Жуковском, занимающееся разработкой авиационной техники, – поясняет нынешний директор школы Надежда Романова. – Он дружил со многими космонавтами, в том числе и из первого отряда.
Первые экспонаты были переданы в музей именно КБ Сухого. Например, кресло-катапульта летчика-высотника К-1. Также в создании экспозиции активно участвовали родители учеников, среди которых были сотрудники ведущих предприятий авиационно-космической отрасли Жуковского. Так, АО «НПП «Звезда» подарило скафандры Валентины Терешковой и Владимира Джанибекова, а Институт медико-биологических проблем поделился образцами космических продуктов. Сотрудники ЛИИ им. Громова передали фотографии тренировок Юрия Гагарина, которые проходили как раз в Жуковском – Звездный городок и Центр подготовки космонавтов тогда существовали лишь на бумаге.
КОД ПО СЕКРЕТУ
Но главный артефакт музея – шифровальный замок с первого в мире космического корабля «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершил свой эпохальный полет вокруг Земли.
– Это электронный замок блокировки автоматического управления корабля, – рассказывает руководитель музея Лариса Черкасова. – Автоматика выводит корабль в космос, а там уже Юрий Гагарин должен был принять управление на себя. В то время ученые еще не знали, как поведет себя человек в космосе. Были версии, что он может впасть в состояние «космического ужаса» и потерять разум.
Тогда и был придуман этот электронный замок. Чтобы его активировать, космонавт должен был ввести трехзначный числовой код. Запечатанный конверт с кодом располагался на кресле космонавта, Гагарин должен был его вытащить, сорвать печать, прочитать и ввести в замок число.
– Все переживали, – говорит Черкасова. – Вдруг что пойдет не так, Юрий Алексеевич не сможет достать конверт. И как выяснилось, вопреки приказам и инструкциям прямо перед полетом по секрету независимо друг от друга аж три члена конструкторской группы шепнули Гагарину этот код и даже записали на бумажке.
ОГРАБЛЕНИЕ МУЗЕЯ
Этот замок блокировки подарили школьному музею члены первого отряда космонавтов, которые были его частыми гостями в 80-е годы. Но вот кто конкретно – уже установить вряд ли удастся. Как отмечает Черкасова, уникальный экспонат просили отдать им даже сотрудники музеев Звездного городка. Но замок остался в школе.
В последующие годы космонавты дарили школе в Жуковском капсулы с землей с мест стартов первой ракеты ГИРД в Нахабино и «Востока-2» в Байконуре, бортовой журнал корабля «Союз» и другие артефакты. Обшивку самолета Юрия Гагарина, на котором он разбился, передал механик машины, капитан ИТС Ф. Пирожков.
– В 90-е годы наш музей был ограблен, – вздыхает Лариса Черкасова. – К счастью, воры унесли только ордена, значки, марки, то, что, на их взгляд, представляло ценность. Космической тематикой не заинтересовались.
Сейчас в музее постоянные экскурсии, школьники проводят здесь научные исследования.
– Школьные музеи выполняют очень важную и нужную функцию в процессе обучения и воспитания, – отмечает председатель Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы Олег Рожнов. – Они позволяют прикоснуться к истории и культуре своей малой родины, своей школы, узнать о подвигах ее выпускников и учеников. Это зачастую оказывает ключевое влияние на формирование личности. В Московской области более половины школ создали и развивают свои музеи, которые дополняют систему государственных и муниципальных музеев. Наш комитет вместе с Минобром проводил заседание и принимал решение о мерах поддержки и развития школьных музеев. Такую поддержку музеям оказывают и депутаты Мособлдумы в своих округах.