Накануне 1 сентября рассказываем, как уберечь детский организм от перегрузок
![](https://api.360.ru/get_resized/X8Ptoi7ROTdPCGg0Nrqd2drhb1k=/1920x1080/filters:rs(fill-down):format(webp)/aHR0cHM6Ly9kYTgyNzFiNi1mZjRkLTQ4ZWItOTg0NC0yMTY1MTJiNDMzNGEuc2VsY2RuLm5ldC9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzgvYjIvZjIvMTU2NjgyMTQwMTEwNDI4MzM4NS5qcGc.webp)
Накануне 1 сентября многие родители озабочены тем, как скажутся интенсивные занятия на здоровье ребенка. Показана ли физкультура сердечникам, какие сюрпризы может принести пубертат и можно ли перерасти опасные патологии, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
ПОДСКАЗКИ РОДИТЕЛЯМ
![](https://api.360.ru/get_resized/YJRCx6xD09nE1IkbRnwvkVmhuPk=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly9kYTgyNzFiNi1mZjRkLTQ4ZWItOTg0NC0yMTY1MTJiNDMzNGEuc2VsY2RuLm5ldC9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzgvOTUvZmEvaW5saW5lLTE1NjY4MjE0MDIxMDQ4ODcxOTkzOS5qcGc.webp)
О том, что сердце у школьника забарахлило, подскажут симптомы. Самый главный звоночек – одышка и повышенная утомляемость при нагрузках.
– Если раньше школьник активно бегал и прыгал, а теперь при той же нагрузке стал утомляться, ему не хватает дыхания, это повод посетить специалиста и провести стандартное обследование, – говорит главный внештатный детский специалист-кардиолог Минздрава Московской области Альфия Дроздова.
Еще один маркер – аритмичное сердцебиение. Оно проявляется в состоянии покоя безо всяких на то причин.
Третий, самый опасный, показатель – потеря сознания. Это визитная карточка кардиальной патологии, тут без глубокого обследования не обойтись.
ПОЧЕМУ ОНО ШУМИТ
![](https://api.360.ru/get_resized/qDyskOmgNttOqOqY1G0XjsLPVxg=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly9kYTgyNzFiNi1mZjRkLTQ4ZWItOTg0NC0yMTY1MTJiNDMzNGEuc2VsY2RuLm5ldC9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzgvZDQvZDYvaW5saW5lLTE1NjY4MjE0MDIzMzA5MzQzNzAwNC5qcGc.webp)
В то же время некоторые проблемы часто бывают надуманны, считает эксперт. Одна из главных страшилок – шум в сердце ребенка – абсолютно не страшна в период активного роста школьника.
– Узнав, что педиатр услышал у ребенка шумы, родители пугаются, начинается бесконечная череда ультразвуковых исследований. На самом деле в период интенсивного роста такой шум часто является нормой. Одного ультразвукового исследования достаточно, чтобы исключить всю кардиальную патологию, в частности врожденные пороки сердца.
Как отмечает эксперт, сердца шумят у 95% детей.
Пугаться дыхательной аритмии на электрокардиограмме тоже не стоит. Это также абсолютная норма. А в период пубертата (полового созревания. – Прим. ред.) у ребенка могут проявляться колебания артериального давления. Это не значит, что ему грозит гипертоническая болезнь. С возрастом состояние может нормализоваться при условии соблюдения рекомендаций врача.
НАГРУЗКИ ПОКАЗАНЫ
![](https://api.360.ru/get_resized/MZsAv89sf01DeysKAZTKhs3CRL8=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly9kYTgyNzFiNi1mZjRkLTQ4ZWItOTg0NC0yMTY1MTJiNDMzNGEuc2VsY2RuLm5ldC9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzgvZjMvZmUvaW5saW5lLTE1NjY4MjE0MDI1ODk2Mjc2ODc3MS5qcGc.webp)
Если ребенок здоров, ему можно все: бегать, прыгать и кувыркаться, состязаться с одноклассниками в скорости и ловкости, участвовать в соревнованиях. Разрешены все физнагрузки в рамках нормативов общеобразовательной школы.
– Если же у него есть кардиальная патология, это всегда определенный диагноз, – отмечает Дроздова. – И специалист, который его устанавливает, обязательно пишет свои рекомендации по нагрузкам. Как правило, дети с умеренной кардиальной патологией посещают так называемую подготовительную группу по физкультуре. Они занимаются вместе со всеми, но освобождены от сдачи зачетов и участия в соревнованиях. Здесь очень важно исключить тот момент, когда требуется максимальная физическая и эмоциональная выкладка.
При этом в быту ребенка не стоит ограничивать в подвижности. Все дело в том, что в естественной среде у него срабатывают внутренние механизмы защиты. Если ребенок почувствовал дискомфорт, утомился, он остановится и отдохнет. Таким образом, он интуитивно регулирует свою физактивность.
В случае если ребенок страдает серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, ему разрешена только лечебная физкультура, а двигательная активность строго ограничивается.
ЗОЛОТАЯ ПИРАМИДА
![](https://api.360.ru/get_resized/YMc9IZtzKzMKQ0IHSDALqx3kWQA=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly9kYTgyNzFiNi1mZjRkLTQ4ZWItOTg0NC0yMTY1MTJiNDMzNGEuc2VsY2RuLm5ldC9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE5LzgvOTIvMGIvaW5saW5lLTE1NjY4MjE0MDIzNjcyMDQxMDQ3MC5qcGc.webp)
Чтобы сердце у школьника было здоровым, ему нужно обязательно соблюдать режим дня.
– Как ни банально это звучит, надо ложиться спать вовремя, причем на сон должно отводиться не менее девяти часов, – объясняет Дроздова. – Ребенку обязательно нужно успевать хорошо отдохнуть за ночь.
Еще один важный нюанс – баланс между физическими и умственными нагрузками. Именно разумное чередование интеллектуального труда и физического помогает держать в тонусе сердечно-сосудистую систему ребенка.
– Очень важно разговаривать с детьми и воспитывать в них адекватную реакцию на стрессовые ситуации, – говорит эксперт. – Потому что, если ребенок постоянно напряжен эмоционально, а посещение школы для него – сплошной стресс, страдает здоровье. В этом случае даже без генетической предрасположенности можно выйти из школы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Также кардиолог рекомендует следить за питанием школьника: оно должно быть полноценным, сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами. Особенно полезны для сердца продукты, богатые калием, магнием. Бананы, курага, орехи должны быть обязательно включены в рацион.
– Мы можем назначать какие угодно медикаменты и процедуры, но без золотой пирамиды «режим – диета – физнагрузки» никакого лечения не получится, – подчеркивает Дроздова.
– Министерство здравоохранения Московской области активно реализует проекты, направленные на предоставление квалифицированной медицинской помощи в том числе специалистов узкого профиля, во всех городских и муниципальных округах Подмосковья. Наша цель – сделать медицину доступной для каждого, – добавила министр здравоохранения Московской области Татьяна Мухтасарова.