Непутевые заметки: как жители Подмосковья спасали дедушку из Краснодарского края
Фото: [Яна Сорокина]
Рваные вещи и неприятный запах – узнаваемый образ бездомного. Подходить и помогать такому человеку мало кто захочет. Яна Сорокина (фамилия изменена. – Прим. ред.) из Сергиева Посада, заприметив на улице такого мужчину, не стала ставить клеймо «бомж» или «алкаш», а решила узнать подробности. Как «баночный» краундфандинг и современные сервисы помогают бездомным путешествовать, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
БЕСПРИЗОРНАЯ ЗИМА
В апреле 2017 года 58-летний Владимир Скоробогатов приехал в Подмосковье из Краснодарского края, чтобы заработать деньги на лечение мамы-инвалида. Первый же работодатель ретировался, прихватив с собой обещанные деньги, а заодно и личные вещи Владимира. Летом между Краснодаром и Москвой курсировали фуры с овощами и фруктами, поэтому Скоробогатов решил остаться и поработать грузчиком, а ближе к зиме вернуться на попутке. Чаще всего он ночевал в заброшенном строительном вагончике в микрорайоне Скобянка. Скромный заработок уходил на еду. Осенью про мужчину забыли, хотя, по словам Владимира, один азербайджанец обещал подкинуть его до родного Лабинска.
За первую беспризорную зиму Владимир отморозил ногу. В сергиевопосадской больнице ему ампутировали пальцы, а дальше разбираться не стали – «полиса нет». Весенне-летний сезон Скоробогатов перебивался заработками (200–300 руб. в день) на овощной базе. Осенью про грузчика снова не вспомнили. На горизонте замаячила перспектива провести еще одну зиму в вагончике. К тому времени о Владимире уже знали многие местные жители – они помогали, чем могли, подкармливали, даже принесли в его пристанище одеяла и подушки. Но их украли, и мужчина начал пить, «чтобы согреться».
БАНКА НА СКОБЯНКЕ
В таком состоянии его впервые увидела Яна Сорокина – продавщица из магазина, расположенного неподалеку от того вагончика.
– Он выглядел как бездомный, но было в его поведении что-то интеллигентное, что ли, – вспоминает Яна. – Тогда я услышала от него всю историю. Оказалось, у мужчины три образования, дома его ждет сестра. Самое удивительное, что многие об этом знали. Моя коллега, которой он грузил арбузы, даже попыталась помочь восстановить документы, делала запрос через участкового в Лабинск. Оттуда еще летом прислали справку о замене паспорта, которую он делал в 2006 году.
Сестра Людмила знала о местонахождении брата. Приехать за родственником или перевести денег на дорогу пожилая женщина не могла, но была готова встретить его в Краснодаре или Армавире. Бедолагу нужно было лишь туда отправить.
– Звучит просто, но за полтора года этого почему-то никто не сделал, – говорит Яна. – А теперь это осложнялось внешним видом Владимира – не каждый такого посадит в машину. Решили собрать денег на билет на автобус. Я поставила стеклянную банку возле кассы, обратилась к местному активисту Андрею Мардасову. Всего за пару дней собрали 10 тыс. руб. Позвонила в Красногвардейский вокзал, объяснила ситуацию, сказали, что посадят на рейс. Купила электронный билет. Когда мы с мужем его привезли, нам отказали – возят только по паспорту...
ЛИТР ВОДКИ И BLABLACAR
На оставшиеся средства Яна сняла Владимиру комнату за... литр водки в сутки и начала искать другие варианты.
– Комнату сдал знакомый моего дяди, – говорит Сорокина. – Каждый день привозила ему водку, а Владимиру еду. Владимир с ним не выпивал. Радовался, что можно помыться и посмотреть телевизор.
В первом за два года настоящем доме Скоробогатов прожил три дня, пока не подвернулся вариант на сервисе поиска попутчиков BlaBlaCar. Водитель ехал из Москвы в Ереван и согласился подвезти Владимира до Армавира.
– К тому времени про нашу историю узнал Николай, который учится в Москве, а сам из Лабинска, – продолжает Яна. – Приехал, помог деньгами, вместе посадили Владимира в машину. Не проходит часа – звонок: «Вашего дедушку хотят забрать в полицию». Оказалось, их остановили на Каширском шоссе. Сотрудника смутил внешний вид и отсутствие документов. Я попросила передать трубку полицейскому, пришлось врать, что это правда мой дедушка и он едет восстанавливать документы.
По словам Сорокиной, история Владимира закончилась «как в сказке». В Лабинск он приехал 7 декабря, а на следующий день сидел с семьей за одним столом и отмечал день рождения сестры Людмилы.
Уже после Нового года нам удалось дозвониться до Людмилы. Она рассказала, что с ее братом все хорошо: он восстанавливает документы и долечивает ногу. Николай, который скоро вернется в Лабинск, пообещал и дальше поддерживать Скоробогатова.
P.S.
К сожалению, для Яны эта история закончилась не так хорошо: не все поддержали девушку в ее рвении помочь бездомному. Сорокиной даже пришлось уволиться.
– На работе узнали, что Владимир часто бывал в нашем магазине, – рассказывает Яна. – Сказали, что я слишком добренькая. Люди в соцсетях начали писать, лучше бы помогала детям или животным, а не алкашам. Ну так помогайте. Я увидела человека в беде и помогла, как смогла.
– Эта история оставляет большое впечатление, – говорит член Общественной палаты Московской области Александр Печенегин. – В Подмосковье живет много отзывчивых людей, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду, людей, кому не все равно. Сейчас в регионе постоянно растет количество волонтеров, которые в том числе помогают пожилым людям и инвалидам. Внимание правительства дает только новый толчок. В прошлом году общее количество волонтеров в регионе увеличилось больше чем вдвое – с 15 до 31 тыс. человек.