Невидимый враг: как в Московской области помогают детям с ВИЧ
После смерти матери органы опеки забрали четырехлетнюю Катю от наркозависимого отца и отправили жить к бабушке Елене Петровне. Вскоре пенсионерка узнала, что у ребенка с рождения положительный ВИЧ-статус. Какую помощь оказали семье – в материале нашего корреспондента.
ЗАРАЗИЛ МУЖ
У жительницы Королева Нины семейная жизнь не ладилась с самого начала. Еще в 2004 году она часто жаловалась матери на мужа: «Коля не ночует дома. Водит друзей, они сидят и пьют допоздна». В 25 лет Нина забеременела. Бабушка Елена Петровна вздохнула с облегчением, решив, что теперь-то молодые перестанут ссориться. Но во взгляде Нины появился страх.
– Я не могла понять, что происходит. С одной стороны, она так ждала дочку, а с другой – я постоянно читала на ее лице ужас, неприятие и отрицание. Она стала очень тревожной и нервной, – утирает слезинки бабушка.
Она вспоминает, как однажды пришла к дочке с подарками, а та спросила: «Мама, почему это случилось именно со мной?».
Катенька родилась, когда Нине было 26 лет. Она начала болеть, чахла на глазах. Но на вопросы, что с ней происходит, не отвечала. Муж продолжал пить. Теща видела у него на руках следы от уколов. Она стала убеждать дочь бросить супруга, на что та смеялась и повторяла: «Кому я теперь нужна».
Когда Кате было два годика, ее отец потерял работу. Нине тоже пришлось уволиться по состоянию здоровья. Жили на бабушкину пенсию. Елена Павловна старалась уберечь малышку от общения с пропойцей-отцом. Здоровье Нины портилось с каждым днем. В 30 лет женщина умерла.
– Мужа дочери волновала только очередная доза. Служба опеки решила отдать Катеньку мне, – вспоминает Елена Петровна.
ЛЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА
Тот день 2009 года, когда ее вызвали в службу опеки, бабушка помнит очень хорошо. Специалист сказал ей: «Вы знаете, у вашей внучки ВИЧ».
– Я была в шоке! Как жить дальше? А главное – как так вышло? Я всегда думала, что это чума XX века, болезнь наркоманов, геев и проституток. Откуда она у ребенка? – вспоминает женщина.
В первый год жизни с внучкой бабушка периодически ловила себя то на мысли, что боится заразиться сама, то на том, что не верит в диагноз. Врачи центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Московской области убеждали, что ситуация под контролем.
– Если ваша внучка будет принимать противовирусные препараты, все сложится хорошо, – твердили медики.
Елена Петровна спрашивала их, как так получилось. И вскоре стала вырисовываться картина.
– Я поняла, что Нина узнала о диагнозе, когда пришла в женскую консультацию становиться на учет по беременности, – говорит бабушка.
Врачи объяснили, что, узнав о диагнозе, Нина могла уйти в отрицание и не лечилась, потеряв драгоценное время. А если бы принимала препараты, то сейчас была бы жива, а Катенька – здорова.
ПРИНЯТЬ СЛУЧИВШЕЕСЯ
Когда Кате было 10 лет, бабушка обратилась в благотворительный фонд «Дети +». Помощь психолога скорее требовалась бабушке, чем ребенку. Целый год специалист работал с Еленой Петровной, помогая принять случившееся.
– Оказалось, что пожилая женщина не знает, как раскрыть диагноз перед внучкой. Нужно было объяснить девочке, чем она болеет, рассказать про причину смерти матери, – рассказывает президент фонда Ольга Кирьянова.
Когда девочке было 12 лет, бабушка привела ее на прием в фонд. Есть программа, способная подготовить детей к раскрытию диагноза – «Капельки здоровья». К счастью, Катя приняла свой статус абсолютно спокойно.
– Мне стало понятно, что если я буду пить таблетки, то не заболею, – говорит девочка, которой уже исполнилось 15 лет.
Сейчас Катя заканчивает девятый класс. Недавно она пришла к наставнику поделиться радостью – влюбилась в молодого человека.
СЛЕДОВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИЯМ
Год назад Катю включили в проект «Трамплин» благотворительного фонда «Дети+».
– Теперь у нее есть наставник, чья задача – стать другом, не воспитывая, укреплять и повышать самооценку, объяснять все тонкости жизни с ВИЧ. В Катином случае наставник одного с мамой возраста. Девочке очень сложно смириться со смертью матери, – рассказала директор благотворительного фонда «Дети+» Ольга Кирьянова.
Ольга Кирьянова напомнила, что у Русской православной церкви есть специальные программы оказания помощи людям с ВИЧ, официально объявлено, что ВИЧ есть и людям важно заботиться о своем здоровье и лечиться. Это важно понимать всем людям, живущим с ВИЧ, и их семьям.
Детям с ВИЧ дается инвалидность, которая снимается в 18 лет. Радует, что в большинстве случаев, когда подростки рассказывают о своей болезни ровесникам, дружба не прекращается.
– Подросткам важно строго следовать рекомендациям врачей, не пропускать прием препаратов. Без поддержки это бывает сложно. Мы всегда готовы оказать психологическую помощь семьям, воспитывающим детей с ВИЧ. Главное, чтобы родители обращались к нам и не замыкались в своих страхах, – говорит Ольга Кирьянова.
Пресс-служба Министерства здравоохранения Московской области:
– В Московской области с начала года родилось 487 здоровых детей от ВИЧ-инфицированных матерей, – рассказали в пресс-службе Министерства здравоохранения Московской области. – Все дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, принимавших антиретровирусную терапию, рождены здоровыми. Вирус иммунодефицита человека может легко передаться от матери ребенку во время беременности, в родах, а также при грудном вскармливании. Поэтому на всех этапах беременности и после родов женщину наблюдают специалисты Московского областного Центра СПИДа. Детей наблюдают до 1,5 лет. Своевременно назначенная адекватная противовирусная терапия позволит сохранить здоровье как маме, так и ребенку. Все лечение предоставляется бесплатно. Для этого нужно как можно раньше встать на учет в женскую консультацию по месту жительства и посетить врачей-специалистов Московского областного Центра СПИДа.
Семьи, воспитывающие детей с ВИЧ, могут получить бесплатную психологическую помощь при поддержке фонда президентских грантов. Записаться на прием можно на сайте через форму обратной связи и по телефону фонда 7 (916) 230-05-05.
По данным Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Московской области, на конец 2019 года в регионе проживало 593 ребенка с ВИЧ-инфекцией.