Ну ты выдал: выясняем, почему Google и Яндекс по-разному отвечают на одинаковые запросы

Общество

Недавно Рунет взорвал коллаж, отображающий разницу между поисковой выдачей Google и Яндекс. Один из пользователей Twitter погуглил словосочетание «весна в России», на что поисковик выдал бездорожье, грязь и тоскливые сухие деревья. Тот же запрос в Яндексе обнаружил десятки тысяч сочных картинок с ландышами и прочими радостными атрибутами. Мы решили разобраться, почему популярные поисковики рисуют разную картину мира и стоит ли в этом искать теории заговора.

«ГУГЛ – НЕОТЕСАННЫЙ МУЖЛАН»

Благодаря коллажу с «русской весной» даже те, кто далек от интернет-аналитики, срочно отправились сравнивать два поисковика. И действительно, если вы вобьете запрос «весна в России», Яндекс выдаст красивые картинки, а Google – довольно унылые, снабдив их автоматическими хэштегами «типичный», «депрессивный», «рашка» и почему-то «Оренбург». Более того, на запрос «Балашиха окрестности» Яндекс снова выдаст прекрасные пейзажные фото, а Google – гаражи, лужи и полный декаданс. Одни интернет-пользователи окрестили за это мировой поисковик западным манипулятором, намеренно предлагающим общественности Россию депрессивную. Нашлись даже те, кто заявил: «Яндекс просто эстет, а Гугл – неотесанный мужлан». Но вопреки всем этим версиям, на деле все куда прозаичнее.

– Если вкратце, у Яндекса позиция такая, что пользователям надо показывать максимально соответствующие запросу картинки хорошего размера и качества, – пояснил диджитал-эксперт Андрей Жуков. – В Google же, в свою очередь, работает полностью автоматический алгоритм, который учитывает сотни факторов, из которых большой вес имеет частота использования картинки пользователями.

В российском Google интернет-панику тоже не поддержали, довольно буднично сообщив, что не используют человеческое «кураторство» для сбора и упорядочивания фото.

– Наши алгоритмы поиска представляют собой сложные математические уравнения, основанные на сотнях переменных, – пояснили в компании.

Впрочем, если вы не склонны верить на слово «этим айтишникам», проведите тест-драйв самостоятельно. Например, попробуйте позабивать в строку поиска названия подмосковных городов, и вы увидите, что в обоих поисковиках Луховицы отображаются фотографией легендарного памятника-огурца, в Люберцах строятся прекрасные новые районы, а Талдом полон образцов архитектуры.

ШИНОМОНТАЖ В БАРНАУЛЕ. НЕДОРОГО

И все же существенные различия в выдаче картинок и информации есть, но ощущают их только те, кто не понимает разницы между двумя поисковиками. Так, важно знать, что Google лучше Яндекса подходит для поиска на других языках, так как это международный продукт и он работает по всему миру.

– Я долго не могла понять, почему для поиска по России Google так откровенно плох, – говорит менеджер по рекламе латвийского бьюти-стартапа Юна Штолцер. – Мы решили расширяться и выходить на российский рынок, а еще мы привыкли гуглить. Но кто бы мог подумать, что при работе с Россией, и особенно с русскими регионами, Google не поможет вообще.

И действительно, отечественный Яндекс выдает гораздо более качественный результат по региональному запросу. Связано это со сложными алгоритмами обработки информации и с наполнением сервиса «Яндекс.Карты», который часто пользователи Рунета обновляют самостоятельно.

– Все-таки в мировом масштабе Google мощнее, он выдает более свежую информацию, – говорит владелица маркетингового агентства Антонина Ионова. – Но вы должны понимать, что вы ищете. Свежая бизнес-статья на английском, конечно, моментально найдется в Google, а вот шиномонтаж на улице Шумкина в Барнауле, причем не имеющий своего сайта, это исключительно Яндекс!

РЕЗОН И РЕЗОНАНС

Искать скрытые смыслы в поисковых алгоритмах точно не стоит. На сегодняшний день подбором любой информации в таких объемах занимается искусственный интеллект, и он точно беспристрастен.

Другой вопрос, что выдача почти всегда «цепляется» за ваши предыдущие запросы, ваши интересы и за ваши персональные данные, которые вы ранее «обронили» при работе в интернете. Пока вы, не нажимая, водите мышкой по очередной картинке или скачиваете новомодный фоторедактор, скорее всего, где-то идет считка ваших цифровых следов, позволяющая собирать о вас информацию. Поэтому не переживайте, если в поисковике нашелся некрасивый пейзаж, переживайте о том, что девиз «Яндекс. Найдется все» – это о вас и ваших персональных данных.