Нужда или рабство: откуда в подмосковных электричках берутся попрошайки?
Фото: [Юрий Самолыго/ТАСС]
Многие жители Московской области проводят в электричках по несколько часов в день, добираясь на работу и обратно домой. Однако еще один постоянный контингент пригородных поездов – попрошайки, собирающие милостыню.
«БИЗНЕС» ПО-КРУПНОМУ
– Прибыльное место для попрошайничества – платформа электричек. Хорошо подают рядом с крупными торговыми центрами. А самыми «хлебными» в этом смысле считаются территории рядом с храмами, – утверждает активист волонтерской организации «Альтернатива» Алексей Никитин.
По словам волонтеров, в день «профессиональный» попрошайка зарабатывает от 3 до 10 тыс. руб. Это целиком зависит от места. В основном попрошайки – это маргиналы, без определенного места жительства, работы и перспектив на будущее. Нередко это мигранты из бывших советских республик. Все они живут одним днем и не брезгуют незаконным заработком. Бесправие бездомных и попрошаек делает их также удобной мишенью для мошенников и организованной уличной преступности.
НИЩИЕ ПОНЕВОЛЕ
«Альтернатива» занимается помощью бездомным и попрошайкам уже девять лет.
– За все время мы освободили из этого вида рабства около двух десятков человек. Казалось бы, немного, но без помощи людей мы не справимся. Чаще всего «попрошайки поневоле» не просят помощи, – рассказывает Алексей Никитин.
К примеру, два года назад в Балашихе злоумышленники незаконно удерживали парня из Кривого Рога. Обещали хорошую работу в Москве, но вместо этого отправили на паперть со словами: «Ты должен отработать билеты». Аналогичный случай повторился недавно в Мытищах, где пришлось спасать безногого инвалида-колясочника. Выпускали его только просить милостыню. Оказалось, что ему тоже пообещали работу в России, но вместо этого взяли в рабство.
– Мы не можем понять сразу, почему просит милостыню тот или иной человек. С теми, кто ходит по вагонам, обязательно нужно поговорить, – уверен Алексей Никитин. – После того как человек вступает в активный диалог, предлагаем ему помощь. Волонтеры нашего движения могут приехать и помочь, устроив человека в безопасное место, а также восстановить документы и вернуть домой.
Как отмечает волонтер, в случае с самими «работорговцами» все довольно сложно. Обычно им удается избежать ответственности.
НАРУШИТЕЛИ ПОД КОНТРОЛЕМ
В транспортную полицию и линейные подразделения поступают заявления граждан, свидетельствующие о наличии фактов попрошайничества в пригородных электричках и на остановочных пунктах Московского железнодорожного узла. В первые два месяца 2020 года поступило четыре таких обращения.
– При этом обращений о том, что пассажиры пригородных электричек совершают в отношении попрошаек противоправные действия, не поступало, – отмечает начальник отдела Управления на транспорте МВД России по ЦФО, подполковник внутренней службы Елена Бабанова. – Сотрудники полиции в целях пресечения фактов попрошайничества и приставания к гражданам выходят в специальные рейды. До граждан доводится информация о том, что на вокзальных комплексах Москвы и области при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения осуществляет деятельность мобильная служба социальной помощи бездомным гражданам.