О том, как в Подмосковье внедряют сингапурские методики преподавания

Общество
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Фото: [Дмитрий Феоктистов/ТАСС]

Еще в феврале Министерство образования региона и компания Educare International Consultancy (Республика Сингапур) подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере образования. В Московской области стартовали обучающие семинары для руководителей школ. В чем секреты сингапурской методики преподавания, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Главная идея сингапурского образовательного проекта – максимальное развитие личности ребенка, снятие «зажимов» в общении со сверстниками, развитие креативности и критического мышления. По мнению разработчиков программы, при правильном взаимодействии со школьниками последние начинают стремиться к знаниям, что заметно влияет на результат учебы.

– В основе сингапурских образовательных технологий лежат принципы, ориентированные на равное участие учеников при выполнении заданий, на командную работу и одновременное взаимодействие, – говорит тренер сингапурской методики, учитель истории и обществознания школы №2 им. Дагаева в Лосино-Петровском Юрий Жильцов. – Мы делаем акцент на задания, направленные на развитие критического мышления.

Во время уроков по сингапурской системе ученикам можно ходить по классу, общаться с соседями по парте и искать ответ на вопрос учителя в интернете. В первую очередь школьники должны взаимодействовать друг с другом, а уже потом с учебным материалом и педагогом. Сторонники сингапурской методики уверены, что модель «ученик – учитель», когда ребенок только воспринимает информацию, не сможет воспитать успешного в современном мире человека.

– Ученики могут перемещаться по классу во время урока, идет обмен идеями, выдвигаются предположения, обсуждаются проблемы, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов лицея №5 в Зарайске Яна Карасева. – Учитываются психологические особенности ребенка, особенности работы мозга. Таким образом школьники чувствуют индивидуальную ответственность за результат своей работы.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Главное отличие урока по сингапурской методике – деление класса на группы по четыре-пять человек. Одноклассники сообща ищут информацию по теме урока, обсуждают, спорят. Проверяя выполнение задания, педагог может вызвать к доске представителя группы: он выступает перед классом, одновременно отвечая за свою команду.

– Первое, что бросается в глаза – необычная организация пространства в классе, – говорит Карасева. – Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу. Урок проходит не у доски, даже если она интерактивная – самое интересное происходит в центре класса, потому что информация поступает не от учителя, а ее добывают сами ученики. В основе такой системы – коммуникативность и сотрудничество.

При таком построении урока учитель превращается в модератора дискуссии, он становится проводником.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

На первый взгляд нагрузка педагога при таком формате обучения снижается, но в действительности от него требуется больше гибкости, умения слышать и импровизировать, подстраиваться и идти вслед за мыслью ребенка. Новая система напоминает приемы, которые существовали в советской школе.

– Особенность сингапурской методики в том, что она – синтез различных методик, в частности, большое влияние на ее развитие оказали идеи отечественного психолога Льва Выготского, советских педагогов Василия Давыдова и Даниила Эльконина, – отмечает Юрий Жильцов. – Поэтому для нашей страны эту методику нельзя назвать абсолютно незнакомой.

После таких занятий, признается Яна Карасева, трудно вернуться к традиционной форме.

– Сразу можно выделить для себя то, что хочется попробовать применить на уроке, – говорит она. – Понимаешь, что идеи реально заработают в школе и помогут сделать привычный урок другим – и по форме, и по содержанию.

– Программа, разработанная компанией Educare International Consultancy, направлена на развитие профессиональных компетенций учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Подмосковья, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Прошедшие обучение педагоги развивают в учениках востребованные в современном мире навыки коммуникации, креативности, критического мышления, коллаборации в игровой форме. Таким образом, дети начинают стремиться к учебе, что заметно влияет на конечный результат их обучения. Введение нового подхода, основанного на лучших практиках зарубежного и отечественного образования, в долгосрочной перспективе может значительно повысить уровень образования в Московской области. На данный момент 1787 педагогов прошли обучение, к концу года их число возрастет до 2690 человек.