О том, как в Подмосковье внедряют сингапурские методики преподавания
![Дмитрий Феоктистов/ТАСС](https://api.360.ru/get_resized/46THa01AKUyIgP8E5u0BwsenNcw=/1920x1080/filters:rs(fill-down):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE4LzEwLzlhLzNiLzE1NDA4MjU1MDE1NjU2Mjc0MDY0My5qcGc.webp)
Фото: [Дмитрий Феоктистов/ТАСС]
Еще в феврале Министерство образования региона и компания Educare International Consultancy (Республика Сингапур) подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере образования. В Московской области стартовали обучающие семинары для руководителей школ. В чем секреты сингапурской методики преподавания, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Главная идея сингапурского образовательного проекта – максимальное развитие личности ребенка, снятие «зажимов» в общении со сверстниками, развитие креативности и критического мышления. По мнению разработчиков программы, при правильном взаимодействии со школьниками последние начинают стремиться к знаниям, что заметно влияет на результат учебы.
– В основе сингапурских образовательных технологий лежат принципы, ориентированные на равное участие учеников при выполнении заданий, на командную работу и одновременное взаимодействие, – говорит тренер сингапурской методики, учитель истории и обществознания школы №2 им. Дагаева в Лосино-Петровском Юрий Жильцов. – Мы делаем акцент на задания, направленные на развитие критического мышления.
Во время уроков по сингапурской системе ученикам можно ходить по классу, общаться с соседями по парте и искать ответ на вопрос учителя в интернете. В первую очередь школьники должны взаимодействовать друг с другом, а уже потом с учебным материалом и педагогом. Сторонники сингапурской методики уверены, что модель «ученик – учитель», когда ребенок только воспринимает информацию, не сможет воспитать успешного в современном мире человека.
![](https://api.360.ru/get_resized/mzw47NYoc7oMOnlMEk8iidQeV5o=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE4LzEwL2QxL2U4L2lubGluZS0xNTQwODI1NTAyOTIyNzU4NjY1NzYuanBn.webp)
– Ученики могут перемещаться по классу во время урока, идет обмен идеями, выдвигаются предположения, обсуждаются проблемы, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов лицея №5 в Зарайске Яна Карасева. – Учитываются психологические особенности ребенка, особенности работы мозга. Таким образом школьники чувствуют индивидуальную ответственность за результат своей работы.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Главное отличие урока по сингапурской методике – деление класса на группы по четыре-пять человек. Одноклассники сообща ищут информацию по теме урока, обсуждают, спорят. Проверяя выполнение задания, педагог может вызвать к доске представителя группы: он выступает перед классом, одновременно отвечая за свою команду.
– Первое, что бросается в глаза – необычная организация пространства в классе, – говорит Карасева. – Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников сидят за ними лицом друг к другу. Урок проходит не у доски, даже если она интерактивная – самое интересное происходит в центре класса, потому что информация поступает не от учителя, а ее добывают сами ученики. В основе такой системы – коммуникативность и сотрудничество.
![](https://api.360.ru/get_resized/dNbOsklkSv3A37DcGNtk32qzRxM=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE4LzEwLzI5LzE4L2lubGluZS0xNTQwODI1NTAyNTAzMTEwOTcwMjQuanBn.webp)
При таком построении урока учитель превращается в модератора дискуссии, он становится проводником.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
На первый взгляд нагрузка педагога при таком формате обучения снижается, но в действительности от него требуется больше гибкости, умения слышать и импровизировать, подстраиваться и идти вслед за мыслью ребенка. Новая система напоминает приемы, которые существовали в советской школе.
– Особенность сингапурской методики в том, что она – синтез различных методик, в частности, большое влияние на ее развитие оказали идеи отечественного психолога Льва Выготского, советских педагогов Василия Давыдова и Даниила Эльконина, – отмечает Юрий Жильцов. – Поэтому для нашей страны эту методику нельзя назвать абсолютно незнакомой.
После таких занятий, признается Яна Карасева, трудно вернуться к традиционной форме.
– Сразу можно выделить для себя то, что хочется попробовать применить на уроке, – говорит она. – Понимаешь, что идеи реально заработают в школе и помогут сделать привычный урок другим – и по форме, и по содержанию.
![](https://api.360.ru/get_resized/ufUndUj90f9efQJxdGSjFZGL8oA=/1920x0/filters:rs(fit):format(webp)/aHR0cHM6Ly82ZDQyYmYxMi00Yzc0LTRmZTItYTRmZS03ZGJhZDI1NTgzZGQuc2Vsc3RvcmFnZS5ydS9hcnRpY2xlcy9pbWFnZS8yMDE4LzEwL2I5LzM1L2lubGluZS0xNTQwODI1NTAyODgwNjgxOTg5NDIuanBn.webp)
– Программа, разработанная компанией Educare International Consultancy, направлена на развитие профессиональных компетенций учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Подмосковья, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Прошедшие обучение педагоги развивают в учениках востребованные в современном мире навыки коммуникации, креативности, критического мышления, коллаборации в игровой форме. Таким образом, дети начинают стремиться к учебе, что заметно влияет на конечный результат их обучения. Введение нового подхода, основанного на лучших практиках зарубежного и отечественного образования, в долгосрочной перспективе может значительно повысить уровень образования в Московской области. На данный момент 1787 педагогов прошли обучение, к концу года их число возрастет до 2690 человек.