Обяжут всех: юрист раскрыл намерение ФСБ получить доступ к данным агрегаторов такси
Фото: [Наталья Селиверстова/РИА Новости]
Утром СМИ подхватили новость о том, что ФСБ хочет получить доступ к геолокации и данным о средствах платежа пассажиров такси. Оригинальный источник же — федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Как рассказал корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня» ведущий аналитик юридического агентства «Право.ру» Алексей М., сообщения журналистов на эту тему носят «глубоко вторичный характер».
ВСЕ НАЧАЛОСЬ ГОРАЗДО РАНЬШЕ
Собеседник отметил, что тиражирующим «сенсацию» стоило бы внимательнее ознакомиться с историей вопроса. Затем юрист объяснил, почему новость вызвала такой ажиотаж.
«Действительно, на официальном портале для размещения проектов нормативных правовых актов был размещен изначально инициированный с подачи ФСБ России текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления доступа к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси». Датой общественного слушания значится промежуток с 24 марта по 7 апреля сего года», — начинает Алексей М.
По словам эксперта, прохождение данного законопроекта состоялось гораздо раньше. Юрист утверждает, что первые попытки, предпринятые силовиками в этом направлении, относятся еще к осени 2020 года.
«А в конце марта прошлого года, то есть ровно год назад, новостные агентства опубликовали сведения о том, что Минтранс РФ подготовил законопроект, обязывающий агрегаторов такси передавать данные в адрес ФСБ. Фактически это была новая версия уже существовавшего закона «Об организации перевозок пассажиров», согласно которой службам такси отныне вменялась обязанность предоставлять ФСБ России «автоматизированный удаленный доступ» к своим данным», — объясняет собеседник.
Затем, спустя два месяца, в мае прошлого года правительство РФ внесло в Госдуму эту новую версию закона, напоминает эксперт. Кстати, это был чрезвычайно широкий проект, где положение о доступе к базам данных легкового такси занимало лишь незначительную часть. Большая часть объема остального текста касалась расширения ответственности агрегаторов за причиненный вред здоровью и имуществу пассажира. Там прописывались введение минимального тарифа, обязательные устройства контроля за вниманием водителей и прочие положения.
ЛИШЬ КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Чтобы не погружаться в юридические тонкости, со слов собеседника отметим, что после принятия Государственной Думой предложенного проекта, в конце прошлого года был принят и сам Федеральный Закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Именно этот Закон уже и зафиксировал обязанность предоставлять структурам ФСБ доступ к информационным системам и базам данных заказов легкового такси.
«Кстати, в Законе адресат предоставления информации сформулирован так, что по тексту его в этом качестве можно представить и органы полиции, ведь они также осуществляют оперативно-розыскную деятельность», — подчеркнул юрист.
Таким образом, готовящееся Постановление Правительства лишь конкретизирует правила предоставления круглосуточного доступа к информационным системам и базам данных такси. В настоящий момент такую информацию предоставляет только служба «Яндекс.Такси», а после принятия проекта постановления к этому обяжут всех.
В случае утверждения этих правил, Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Ранее жителей Подмосковья призвали пользоваться легальными такси.